Сергей Амбарцумян: как выдоить бюджет на сотни миллиардов и быть обласканным властью
Пока российский бизнес потихоньку катится в пропасть, у некоторых его представителей дела, наоборот, идут в гору. Секрет такого успеха прост – бюджетные потоки и сращение с властью.
В данном случае речь идет о Сергее Александровиче Амбарцумяне, совладельце группы компаний «МонАрх». Именно он самым ярким образом подтверждает мысль, высказанную выше. Одним из последних успехов Сергея Амбарцумяна стало разрешение на строительство завода по производству крупногабаритных модулей — «Технополис модульного домостроения», который он получил от мэра Москвы Сергея Собянина. В сделке также участвует государственный банк ВТБ, глава которого Андрей Костин имеет отношение к девелопменту столицы и, казалось бы, должен быть конкурентом Амбарцумяну, который давно подвизается на строительном рынке столицы. Но в данном случае интересы Костина и Амбарцумяна явно совпали, потому что второй получает щедрые кредиты от первого. Точнее – от банка ВТБ, которым управляет Костин.
То, что в руки Амбарцумяна попадает площадь в 160 000 квадратных метров, уже само по себе интересно. Но тут можно объяснить банальной коррупцией и связями с Собяниным. А вот тот факт, что ВТБ не просто выделяет кредиты на эту стройку, но еще и снимает свои претензии на этот весьма немаленький участок – это уже интересно. Причем случается это не впервые – в прошлом году ВТБ уже уступал свои земли в Москве Сергею Амбарцумяну.
В этом разрезе интересно посмотреть на финансовые результаты бизнес-империи Амбарцумяна, в которую входят общим итогом 11 предприятий. По данным ресурса «Руспрофайл», выручка структур Амбарцумяна в прошлом году составила 91 миллиард рублей, а прибыль – 615 миллионов. Но интереснее не это, а динамика: выручка возросла на 38%, в то время как прибыль упала аж на 143%.
К тому же компании Сергея Амбарцумяна утонули в арбитражных производствах – их аж 235. На общую сумму в 21 миллиард рублей, что наводит на нехорошие мысли – если даже треть этих производств дойдет до взыскания, то активов у Амбарцумяна не хватит.
И получение на этом фоне кредитов от государственного банка вызывает много вопросов. Особенно к тому, кто подписывал документы на эти кредиты. Впрочем, Сергей Амбарцумян всегда умел найти подход к властям.
Читайте ещё:Пассажир рейса из Нижнекамска в Москву заявил о наличии у него двух взрывных устройств
Свой взлет от простого преподавателя к вершинам строительного бизнеса столицы он начал еще в 1994 году, когда Амбарцумян, приехав из Армении в Москву, создал строительную фирму «АСМИ». Дела шли ни шатко ни валко до 1996 года, когда Амбарцумян внезапно «попал в струю» - начал работать в «Моспромстрое», занимавшемся в то время восстановлением храма Христа Спасителя. После этого начался взлет – компании Амбарцумяна начали получать от правительства Москвы все больше подрядов, осваивая таким образом муниципальные деньги.
Секрет такого успеха прост – Амбарцумян вовремя взял в долю сына главы департамента городского заказа Москвы Леонида Моносова – Андрея. После этого жизнь группы компаний «МонАрх» стала быстро налаживаться – на нее посыпались муниципальные заказы, а потом появились и земли, на которых Амбарцумян стал строить жилье.
Казалось бы, что с отставкой Лужкова дела Амбарцумяна пойдут на спад. Но – нет. Все вышло совсем наоборот. Во-первых, отец его делового партнера Андрея Моносова после ухода из правительства Москвы пошел на повышение – стал заместителем главы «Олимпстроя». «МонАрх» сразу же занялся застройкой Сочи.
Во-вторых, сам Сергей Амбарцумян быстро нашел общий язык с новым мэром Москвы Собяниным. И не просто нашел, а получил неплохую должность в правительстве столицы – в 2003 году его назначили заместителем руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы. А в 2007 году Амбарцумян стал советником главы Стройкомплекса Москвы Ресина.
Это немедленно принесло новые успехи в виде получения подрядов на строительство здания Московского городского суда, двух новых школ в городе Беслане, правительственных зданий мэрии и Мосгордумы в международном деловом центре «Москва-Сити», ледового дворца на Ходынском поле, специального комплекса НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, физкультурно-оздоровительного комплекса в Крылатском. А еще компании Амбарцумяна построили высотные здания Москвы, объекты образования, здравоохранения и другого назначения, включая жилые дома в Марьинском парке, Бутово, Куркино, на Пулковской улице, школу 228 на Новослободской улице, гимназию 1529 во 2-м Обыденском переулке, здание Конверсбанка и так далее.
Как видите из этого перечня, почти все стройки Амбарцумяна – за счет бюджетных денег. Только в 2009 и 2010 годах «МонАрх» получил на эти подряды более 5,2 миллиардов рублей.
Было ли это как-то связано с тем, что группа «ПИК» Александра Мамута и Сергея Гордеева продала «МонАрху» Сергея Амбарцумяна проект строительства элитного жилья и коммерческой недвижимости на территории бывшего Краснопресненского сахарорафинадного завода на улице Мантулинской в историческом центре Москвы площадью 6,8 га – неизвестно. Но то, что на Гордеева и Мамута сильно давили перед этой сделкой – точно. Как и то, что Гордеев оценивал стоимость проекта в 11 миллиардов, а Амбарцумян заявил, что его стоимость «гораздо ниже». На какой цифре сошлись стороны – неизвестно, но она была явно ниже 11 миллиардов рублей.
Самым грандиозным проектом Амбарцумяна было строительство 150-метровой башни Alexander Tower в Берлине, который должен был стать вхождением девелопера на европейский рынок. Но после того, как в проект были вбуханы десятки миллионов евро, наступил февраль 2022 года. И оказалось, что Берлин – не Москва, здесь нет Собянина. Амбарцумян не смог найти деньги на продолжение строительства и получил штраф в 5 миллионов евро за срыв сроков.
И вот тут нам надо вернуться в начало – вспомнить о кредитах, растущей выручке и падающей прибыли компаний Сергея Амбарцумяна. Причем здесь стройка в Берлине? Очень похоже, что через нее Амбарцумян и люди, стоящие за ним, собирались отмыть выведенные из России бюджетные деньги. Подвели санкции, на которые никто не рассчитывал.
Читайте ещё:В Подмосковье выявили самый коррумпированный спортивный объект
Но в России история продолжается – всего структуры Сергея Амбарцумяна получили 28 госконтрактов на общую сумму в 44,5 миллиарда рублей. Но при этом прибыли компаний падают, а они завалены судебными исками – не забыли о 235 арбитражных производствах на 21 миллиард? А ведь это только верхушка айсберга. Но тем не менее вливание государственных денег в группу компаний «МонАрх» Амбарцумяна продолжается. Теперь к госконтрактам подключились еще и кредиты государственного ВТБ. Никто не задумывался – почему?
Почему в компании, увязшие в судебных исках, вливаются кредиты от государственного банка, а глава этого банка, контролирующий остатки той самой группы «ПИК», которая была признана банкротом и куплена банком ВТБ, сливает в руки Амбарцумяна не только кредиты, а и активы группы «ПИК»? Хотя структуры Амбарцумяна – в долгах.
Ответ здесь, к сожалению, прост. В ближайшем будущем нас ждет еще один грандиозный крах на рынке московского девелопмента. И рухнут структуры Сергея Амбарцумяна. Когда это произойдет – неизвестно. До того, как 13 июня Мосбиржа была отрезана от торгов по доллару и евро, этот срок специалисты оценивали в несколько лет – надо было выкачать из государства как можно больше.
Но теперь процессы, кажется, становятся неконтролируемыми. И когда еще одна пирамида рухнет – не знает никто. Под ее обломками будут погребены, как всегда, рядовые инвесторы. А организаторы пирамиды, среди которых, безусловно, находится Сергей Александрович Амбарцумян, выведут то, что сумели украсть из бюджета, в офшоры. И будут строить из себя жертв санкций. Хотя санкции тут как раз и ни при чем.
Григорий Дудник