Рустам Минниханов избавился от производителя шин двойного назначения
После ухода транснационалов на российском рынке шин начался вполне объяснимый передел.
Однако теперь собственников стали менять и изначально российские производители. В начале июня почти что тайно произошла ещё одна крупная сделка. Принадлежащий Татарстану «Татнефтехиминвест-холдинг» потерял контроль над группой компаний, объединённых брендом Kama Tyres. Что за этим может стоять?
Новым собственником группы расположенных в Татарстане шинных производств стало созданное прошлой осенью в Москве АО «Воронеж. Искусственный интеллект»
(«Воронеж.ИИ»). Сведения об учредителях компании-приобретателя в публичных базах отсутствуют, а значит, это могут быть персоны или структуры, уже попавшие под западные санкции или находящиеся под такой угрозой.
Собиратели шин
Читайте ещё:Аптекари Шаврин и Годовалов кинули налоговую на миллиарды
Конечно, нельзя исключать, что «Воронеж.ИИ» так или иначе связано с «Татнефтехиминвест-холдингом». Однако зарегистрировано оно в Москве, а значит, и налоги будет платить в столице. Это вроде бы никак не вписывается в логику властных элит Татарстана, которые, как показывает практика, стремятся заворачивать денежные потоки из центра в республику, а вовсе не наоборот. Впрочем, в Казани ходят упорные слухи, будто шинное производство всё же остаётся под контролем местного бизнеса, а в конце концов – властной верхушки во главе с Рустамом Миннихановым. Может ли это быть правдой хотя бы отчасти?
Местные издания уже как будто вычислили личность директора «Воронеж.ИИ» Марины Стрельцовой. Предполагают, что она работает в московской компании «БиоЭнерго» – эта фирма строит в Татарстане биокотельную в сотрудничестве с ПАО «Татнефть». Таким образом, москвичка может быть не чужим человеком в Татарстане и при этом удобной фигурой для номинального руководства компанией. Объяснение сделке приводится такое: мол, менеджмент Kama Tyres оказался сильнее управленцев «Татнефтехиминвест-холдинга». И потому таким причудливым образом шинную компанию как бы выпустили на вольные хлеба. Впрочем, верится в это с трудом, поскольку в управленческом плане группа Kama Tyres с головным предприятием ООО «Татшина» уже как минимум с 2018 года (а то и раньше) существует самостоятельно.
Что получается в итоге? «Татнефть» (совет директоров которой возглавляет глава Татарстана Рустам Минниханов) контролирует доставшийся от финнов Ikon Tyres с производством в Ленинградской области. А «Татнефтехиминвест-холдинг» (чей совет директоров также возглавляет Рустам Минниханов) передаёт производство шин в Татарстане, похоже, номинальному московскому юрлицу. Возможно, мотивы этих действий станут понятнее, если разобраться в деталях сделки.
Справка
Продажи легковых шин за январь – апрель 2024 года выросли на 11% в штуках и на 26% в деньгах – до 41,4 млрд рублей. Только на летние шины за четыре месяца было потрачено 29,7 млрд рублей. Средняя цена легковых шин в январе – апреле выросла на 12,2% год к году и приблизилась к отметке 6,3 тыс. рублей. Темпы импорта легковых шин оказываются быстрее темпов производства, отмечают аналитики. По оценкам экспертов, китайские бренды захватили уже 20–25% рынка.
Пит-стоп по-казански
Всего компании «Воронеж. Искусственный интеллект» достались четыре юрлица, прописанных в Татарстане. Прежде всего это управляющая компания группы – ООО «Татшина». Последние два года компания не раскрывает своих финансовых показателей, но до самого конца 2021 года они выглядели тревожно: выручка резко выросла, преодолев рубеж в 1 млрд рублей, однако при этом компания показала убыток в 17,5 миллиона. Впрочем, вероятно, центром получения прибыли в группе выступает другая компания – Торговый дом «Кама». До 2021 года фирма с оборотами в десятки миллиардов рублей стабильно наращивала прибыли. Нижнекамский завод грузовых шин до 2021 года тоже чувствовал себя неплохо. Потом он попал под международные санкции в связи с тем, что предположительно поставлял продукцию в армию. Как это в итоге повлияло на его финансовые показатели, сказать сложно. Также в периметр сделки попал Нижнекамский механический завод, который выпускает оборудование для производства шин и свою отчётность не раскрывает. Но вот сюрприз! В числе переданных москвичам активов нет производителя легковых шин «Кама» и Viatti – завода «Нижнекамскшина».
До 2022 года собственником компании значилось министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Потом учредители компании были сокрыты и не раскрываются по сей день. Но важно, что в список подконтрольных «Воронеж.ИИ» юрлиц завод до сих пор не попал. «Нижнекамскшина» по итогам прошлого года получил 335 млн прибыли, что является средним показателем за последние годы. Ещё был в отчётности компании такой интересный момент. В 2022 году она продала часть принадлежащих ей производственных активов другим компаниям группы «Kama Tyres». Объясняется это тем, что покупатели фактически использовали их в своей деятельности. Это может говорить о том, что «развод» внутри группы готовился уже пару лет и вот сейчас пришёл к формальному завершению. Выходит, Рустам Минниханов оставляет под своим контролем производителей гражданской продукции, а за выпуск шин двойного назначения будет отвечать засекреченная структура с московской пропиской?
Если считать, что «Нижнекамскшина», собственники которого сокрыты с 2022 года, по-прежнему остаётся в сфере влияния Рустама Минниханова (в чём сомневаться не много оснований), то он может претендовать на звание настоящего «шинного короля». Мощности «Нижнекамскшины» и завода Ikon в Ленинградской области примерно одинаковые – по 16–17 млн шин в год. Вторичный рынок шин в России оценивается в 40 млн штук. То есть эти два предприятия могут получить на нём львиную долю. Правда, изначально финны производили под Ленинградом продукцию для всего мира, так что переориентироваться полностью на российский рынок будет непросто. Придётся конкурировать с другими заводами и китайцами, которые уже активно поставляют свою продукцию в Россию.
Контекст
Холдинг S8 Capital в прошлом году получил сразу три актива в шинной отрасли. Ему достались заводы Continental в Калуге и Bridgestone в Ульяновской области. Кроме того, были приобретены предприятия российского холдинга «Кордиант» в Ярославле и Омске. Суммарная мощность этих площадок оценивается в 13–15 млн покрышек в год.
Липецкий завод японской компании Yokohama в 2022 году приостанавливал работу. Но в прошлом году снова заработал в полную силу и вышел из убытков. Мощность производства – 1,4 млн шин.
Читайте ещё:Налоговая служба заблокировала счета блогера Гусейна Гасанова
Два завода итальянской марки Pirelli продолжают работать в России (в Воронеже и Кирове). Изначально они были нацелены на экспорт в Европу, но из-за санкций этот рынок оказался закрыт. Суммарная мощность заводов – 10 млн покрышек, но сейчас производство загружено не полностью.
Шинный завод Michelin в подмосковном Давыдове в прошлом году купил российский дистрибьютор «Пауэр Интернэшнл-шины» (владелец – Евгений Дробница). Мощность предприятия – 1,5–2 млн шин. Однако о возобновлении производства покрышек здесь пока ничего не слышно. Вместо этого объявлено о создании импортозамещающего предприятия, которое будет выпускать покрытие для спортплощадок на основе резиновой крошки из старых шин.
Геннадий Самохвалов