«Трансмашхолдинг» продал «Трансмаш» собственным бенефициарам?
Миллиардеры Махмудов и Бокарев перекладывают активы из одного «кармана» в «другой»?
Руководство «Трансмашхолдинга» (АО «ТМХ») сообщило о продаже расположенного в саратовском Энгельсе завода «Трансмаш». Новым владельцем предприятия стал Концерн «Тракторные заводы», в минувшем июне выкупивший у «ТМХ» брянское предприятие «Бежицкая сталь». Сделка объясняется планами «ТМХ» сосредоточиться на разработке и производстве сложной железнодорожной техники, передав процесс производства грузовых вагонов профильной команде менеджеров. Сам «Трансмашхолдинг», несмотря на неоднократные обещания его гендиректора Кирилла Липы сменить юрисдикцию головной компании, до сих пор принадлежит кипрскому офшору «Transmashholding Limited», бенефициарами которого являются миллиардеры Искандар Махмудов и Андрей Бокарев, сам Кирилл Липа и председатель совета директоров «ТМХ» Дмитрий Комиссаров.
Вот только фамилии этих же бизнесменов мы находим в числе конечных владельцев Концерна «Тракторные заводы», доли в котором они контролируют через компании «Транспортное машиностроение», «Фабула», «Виолан», «Элариум», «Постулат», «Новые решения», а также фирму «Комплексные технологические системы». Последняя принадлежит Данияру Камилову – сыну бывшего министра иностранных дел Узбекистана, выкупившему у находящихся под санкциями США и Великобритании Махмудова и Бокарева целый ряд активов, включая «Уральскую горно-металлургическую компанию» («УГМК»).
Таким образом, сделку по продаже энгельсского «Трансмаша» его владельцы фактически заключили сами с собой. Что касается Концерна «Тракторные заводы», то его первыми совладельцами были бизнесмены Михаил Болотин и Альберт Баков – зять режиссера Никиты Михалкова. Осенью 2017 года Концерн оказался на грани банкротства, инициатором которого стал «Внешэкономбанк» (ВЭБ). В итоге активы «Тракторных заводов» перешли к холдингу «Транспортные компоненты», сегодня аффилированному с «Трансмашхолдингом». Кроме того, благодаря «Транспортным компонентам» Баков в свое время сумел избежать окончательного банкротства. А вот Болотину не повезло: в 2022 году он был осужден на два года колонии за хищение и растрату 90 млн рублей из средств, выделенных Минобороны на проектирование и производство опытных образцов военной техники.
«Трансмашхолдинг» продал завод в Энгельсе
Российский производитель подвижного состава для рельсового транспорта «Трансмашхолдинг» (АО «ТМХ») продал расположенный в Энгельсе Саратовской области завод «Трансмаш», занимающийся производством вагонной, путевой и снегоуборочной техники, а также платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров и контейнеров-цистерн. Новым владельцем актива стал Концерн «Тракторные заводы», в минувшем июне выкупивший у «ТМХ» брянское предприятие «Бежицкая сталь».
Решение о сделке в руководстве «Трансмашхолдинга» объясняют намерением
«сосредоточиться на разработке и производстве сложной железнодорожной техники, предоставив заниматься развитием производства грузовых вагонов и литья профессиональной команде менеджеров, которая специализируется на соответствующей тематике».
Читайте ещё:С Блиновской списали долг в 1,1 миллиарда рублей по налогам
Как отмечало РИА «Новости», структуру своих акционеров «Трансмашхолдинг» не публикует. При этом уточнялось, что таковыми выступает «ряд российских бизнесменов», а также французский концерн «Alstom» с 20%-м пакетом. В январе 2024 года «Alstom» за 75 млн евро продал принадлежавшую ему долю российским партнерам. По словам Кирилла Липы, сделка была совершена «за половину ее объективной стоимости».
В свою очередь, портал РБК называл бенефициарами «Transmashholding Limited» Искандара Махмудова, Андрея Бокарева, Кирилла Липу и председателя совета директоров «ТМХ» Дмитрия Комиссарова. Получается, что они-то и выкупили за полцены долю французского концерна.
Махмудов и Бокарев – миллиардеры «под санкциями»
Здесь стоит напомнить, что еще в апреле 2022 года Андрей Бокарев ушел с поста президента «Трансмашхолдинга» и покинул совет его директоров. Этому предшествовало включение миллиардера в санкционный список Великобритании. Месяцем ранее, в марте 2022-го Бокарев и его давний компаньон Искандар Махмудов перестали быть контролирующими бенефициарами целого ряда принадлежавших им активов, включая «Уральскую горно-металлургическую компанию» («УГМК»).
В сентябре 2023 года санкции в отношении Бокарева ввели США. Махмудов, кстати, также находится под американскими и британскими экономическими ограничениями. В итоге компаньоны продали часть своих предприятий, включая «УГМК», «Кузбассразрезуголь» и «Ростерминалуголь», Данияру Камилову – сыну бывшего министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова, в 2022 году назначенного заместителем секретаря Совет безопасности при узбекском президенте.
Что касается «Трансмашхолдинга», то расставаться с ним Махмудов, Бокарев и их деловые партнеры не планируют, хотя в 2022 году «ТМХ» и избавился от принадлежавших ему долей в казахстанских «Локомотивосборочном заводе» (АО «ЛКЗ») и «Электровозосборочном заводе» (ТОО «ЭСЗ»).
Вот только возникают подозрения в том, что некоторые сделки бенефициары «ТМХ» проводят с аффилированными структурами, банально перекладывая активы из одного кармана в другой. Примером может служить недавняя продажа завода «Трансмаш» в саратовском Энгельсе. Для того, чтобы убедиться в этом, рассмотрим структуру собственников покупателя актива – зарегистрированного в Чебоксарах Концерна «Тракторные заводы» (ООО «КТЗ»).
В результате сделки бенефициары не поменялись
Итак, совладельцами «КТЗ» выступают ООО «Холдинговая компания «Транспортное машиностроение» (99%) и ООО «Актив» (1%). Компания «Актив», в свою очередь, принадлежит ХК «Транспортное машиностроение» и Концерну «Тракторные заводы». А вот с «Транспортным машиностроением» ситуация обстоит гораздо интереснее: с мая 2023 года учредителями предприятия выступают московское ООО «Фабула» (95%) и чувашское ООО «Технологии движения» (5%).
Из этих двух компаний нас интересует первая – «Фабула». Ее владельцами является целый ряд юридических лиц, в том числе, столичное ООО «Виолан», принадлежащее Искандару Махмудову. «Виолан» контролирует 20% в уставном капитале «Фабулы». Еще 20% находятся в собственности другого соучредителя – ООО «Элариум», чей собственник – Андрей Бокарев. 25% «Фабулы» принадлежат ООО «Постулат», в число учредителей которого с долей 87,7%входит уже упоминавшийся выше Дмитрий Комиссаров– один из бенефициаров «Трансмашхолдинга».
Читайте ещё:Российские туристы застряли в Шарм-эль-Шейхе из-за отмены рейса EgyptAir
Наконец, 25%«Фабулы» контролирует ООО «Новые решения», 70%которого находятся в собственности гендиректора «ТМХ» Кирилла Липы, а еще 15% – у Алексея Лебедева, компаньона Липы и Комиссарова по компаниям «Кей Энд Эл Инвест», «Авиатрейн», «Лайтхаус» и «Крестьянское Загорье».
Справедливости ради добавим, что 10%ООО «Фабула» принадлежат фирме «Комплексные технологические системы» (ООО «КТС»), единственным владельцем которой является Данияр Камилов – тот самый сын узбекского чиновника, в свое время выкупивший у Махмудова и Бокарева «УГМК» и другие предприятия. Как говорится, все свои люди, то есть, энгельский «Трансмаш» фактически остался под контролем тех же лиц, что и раньше. Учитывая, что к «Тракторным заводам» уже перешла брянская «Бежицкая сталь», «перетасовка» активов вызывает много вопросов.
Банкротные истории «Тракторных заводов»
Стоит рассказать и «Тракторных заводах», чьими первыми совладельцами являлись бизнесмены Михаил Болотин и Альберт Баков – зять режиссера Никиты Михалкова, занимавший пост гендиректора Концерна. Можно долго рассуждать об управленческих талантах этого тандема, но факт остается фактом: к осени 2017 года предприятие находилось в состоянии глубокого кризиса, а в октябре 2017-го «Внешэкономбанк» (ВЭБ) обратился в суд с иском о банкротстве «Тракторных заводов», чьи долговые обязательства к тому моменту достигли 85 млрд рублей.
Ранее возглавляемый Дмитрием Медведевым наблюдательный совет ВЭБа согласовал окончательный вариант плана реструктуризации «КТЗ», предусматривавший его разделение на дивизионы – военный, гражданский, сельскохозяйственный и вагоностроительный. В соответствии с планом, к ВЭБу переходило до 50%гражданского дивизиона и 100%военного, управление которым передавалось госкорпорации «Ростех». Для сельскохозяйственного и вагоностроительного дивизионов предполагался поиск инвесторов.
Вот только в итоге план реструктуризации признали неудачным: как писал «Коммерсант», причиной провала стали неурегулированность внутригрупповой задолженности и отказ владельцев конвертировать часть долга в капитал «КТЗ». К тому же возникла реальная угроза срыва гособоронзаказа. Инициативу с банкротством поддержал глава «Ростеха» Сергей Чемезов, заявивший, что процедура финансового оздоровления не поможет. В ноябре 2017 года решением Арбитражного суда Чувашии в отношении Концерна была введена процедура наблюдения.
В сентябре 2018-го Арбитражный суд Москвы по иску Бинбанка признал банкротом Альберта Бакова, задолжавшего кредитному учреждению более 78 млн рублей. Однако в феврале 2019 года столичный арбитраж прекратил дело о банкротстве гендиректора Концерна «Тракторные заводы»: произошло это после замены кредитора, каковым стал холдинг «Транспортные компоненты», представители которого отказались от финансовых требований к должнику. Показательно, что до апреля 2022 года учредителями холдинга выступали многочисленные офшоры, а на сегодняшний день его владельцами являются хорошо знакомые нам компании, аффилированные с «Трансмашхолдингом»: «Виолан», «Элариум», «Постулат», «Новые решения» и «Комплексные технологические системы».
Кстати, еще в апреле 2018 года СМИ сообщали о планах «Ростеха» продать «Тракторные заводы» все тому же холдингу «Транспортные компоненты» за 100 млрд рублей. Сделка объяснялась необходимостью исполнения гособоронзаказа. «
Теперь понятно, кто помог зятю Михалкова избежать окончательного банкротства. Бывшему компаньону Бакова Михаилу Болотину повезло гораздо меньше: в ноябре 2022 года он был признан виновным в хищении и растрате 90 млн рублей из 5,2 миллиарда, выделенных Минобороны на проектирование и производство опытных образцов бронетранспортеров и БМП «Курганец». Суд приговорил бизнесмена к двум годам колонии общего режима, откуда, с учетом времени пребывания под арестом, он освободился в марте 2023-го.
Но «тракторные» схемы Болотина и Бакова – это уже «дела давно минувших дней». Похоже, на смену им пришли бенефициары «Трансмашхолдинга», продающие активы сами себе и отчитывающиеся об успешных сделках.
Ольга Васильева