Игорь Юсуфов – семейный лоббист под «крышей» Кремля?
Как экс-министр «разруливал вопросы» в интересах сына-бизнесмена.
У российской нефтедобывающей компании «Яргео», занимающейся разработкой Ярудейского нефтегазоконденсатного месторождения на Ямале, сменился один из владельцев: в минувшем июле 49% ее уставного капитала, ранее принадлежавшие кипрскому офшору «Nefte Petroleum Limited» перешли в собственность зарегистрированной в Катаре фирмы «Enduro Investments LLC». Бенефициары нового соучредителя остаются неизвестными, но его кипрский предшественник контролировался Игорем Юсуфовым – бывшим федеральным министром энергетики, сегодня позиционирующим себя как «частного инвестора». 51% «Яргео» по-прежнему принадлежат ПАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона, в свое время прикладывавшего максимум усилий, чтобы «отжать» у Юсуфова совместное предприятие, сегодня приносящее многомиллиардную прибыль. Игорь Юсуфов вошел в политику еще в самом начале 90-х, но пиком его карьеры стало руководство российским энергокомплексом в 2001-2004 гг. Также он входил в советы директоров «Роснефти» «Транснефтепродукта» и «Газпрома».
Став затем спецпредставителем президента по международному энергетическому сотрудничеству, Юсуфов получил известность в качестве «лоббиста высокого полета», близкого к бывшему в то время президентом Дмитрию Медведеву. В 2009 году комиссия Ростехнадзора назвала Юсуфова в числе виновников аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшей жизни 75 человек. Увольнение госчиновника в 2011 году по времени совпало с громким скандалом с покупкой его сыном Виталием Юсуфовым 19,91% акций «Банка Москвы»: по словам экс-главы кредитного учреждения Андрея Бородина, добиваясь продажи ценных бумаг, Юсуфов-старший прямо заявил ему, что действует от имени Медведева. Широкую известность получила история с покупкой Юсуфовым-младшим германских верфей «Nordic Yards», переговоры о приобретении которых вел его отец. Предыдущий владелец верфей Андрей Бурлаков был убит киллером из банды известного криминального авторитета Аслана Гагиева (Джако), заявлявшего, что он также входил в руководство верфями, но Игорь Юсуфов в итоге «отжал» у него бизнес стоимостью 3 млрд долларов.
У «Яргео» появился совладелец с «пропиской» в Катаре
В минувшем июле стало известно о смене одного из учредителей нефтедобывающей компании «Яргео», занимающейся разработкой Ярудейского нефтегазоконденсатного месторождения на Ямале: 49% ее уставного капитала, ранее принадлежавшие кипрскому офшору «Nefte Petroleum Limited» перешли в собственность зарегистрированной несколькими месяцами ранее, в феврале, в Катаре фирмы «Enduro Investments LLC».
Бенефициары нового совладельца остаются неизвестными. Что касается его кипрского предшественника, то СМИ неоднократносвязывали «Nefte Petroleum» с бывшим российским министром энергетики Игорем Юсуфовым, позиционирующим себя в качестве «частного инвестора», и его Фондом «Энергия» (официально ликвидирован в минувшем апреле). Впрочем, этой связи особо не скрывал и сам экс-чиновник:
Стоит напомнить, что 51% «Яргео» по-прежнему принадлежат ПАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона, в свое время прикладывавшего максимум усилий, чтобы «отжать» совместное предприятие у делового партнера. В комментарии порталу РБК представитель «НОВАТЭКа» заявлял, что «Nefte Petroleum» прекратила финансировать проект и препятствует привлечению финансирования из иных доступных источников».
Тем не менее, возникают большие сомнения в том, что экс-министр мог уступить компаньону перспективный актив. Так, по итогам 2023 года Юсуфов занял 33 строчку рейтинга«Forbes» «50 россиян с наибольшими суммами дивидендов»: издание оценило сумму выплат, источником которых называет «Яргео», в 12,8 млрд рублей (с учетом аффилированных лиц).
Также обратим внимание на финансовые показатели компании: в прошлом году при выручке в 63,5 миллиарда прибыль ООО «Яргео» составила 11,4 млрд рублей (для сравнения: выручка в 2022-м – почти 79 миллиардов, прибыль – 13,2 миллиарда). Кто же, находясь в здравом уме, откажется от доли в столь успешном предприятии? Да и «разборки» с Михельсоном вроде бы остались в прошлом.
Игорь Юсуфов: путь комсомольца во власть
Будущий российский олигарх родился в Дербенте и принадлежал к советской элите: согласно одной версии, его отец занимал министерский пост в правительстве Дагестанской АССР, по другой он был, ни много, ни мало, председателем совета министров республики. Правда, в интервью изданию «Профиль» Юсуфов категорически отказался обсуждать «родительскую» тему. Во время учебы в Новочеркасском политехническом институте он показал себя идеологически «подкованным»: был секретарем комитета ВЛКСМ, затем вступил в КПСС.
Получив диплом инженера-энергетика, «отличник политической подготовки» уехал в Москву, где благодаря то ли вузовским рекомендациям, то ли связям по партийной линии, трудоустроился в Мосэнерго, а в 1984 году оказался на Кубе – в качестве старшего эксперта на строительстве ТЭС «Гавана».
Уже на закате СССР Юсуфов окончил Академию внешней торговли. Тогда же он начал сотрудничать с Фондом социального развития «Возрождение», которым сначала руководил председатель Верховного Совета РФ Борис Ельцин, а после его избрания главой государства – вице-президент Александр Руцкой. В задачи Фонда входили строительство жилья, больниц и школ, помощь неимущим и жертвам национальных конфликтов, он мог зарабатывать на экспортно-импортных операциях, плюс был освобожден от таможенных платежей и налога на прибыль с курсовых разниц.
Вот тут-то Юсуфов и попал, что называется, в нужное русло, но в результате конфликта Ельцина с Руцким чиновников Фонда заподозрили в растрате валютных средств. Сам Юсуфов к этому времени уже обосновался в подконтрольном все тому же Руцкому Комитете по защите экономических интересов России, а после его расформирования занял пост заместителя министра внешнеэкономических связей РФ Сергея Глазьева. Работая в министерстве, он курировал объединение «Оборонэкспорт», а затем участвовал в его преобразовании в «Росвооружение».
«Под крылом» Дмитрия Медведева
Читайте ещё:Ввод новых скважин в России в 2024 году сократился более чем на 12 процентов
О чиновничьей карьере Юсуфова можно рассказывать долго, перечислим кратко ее основные вехи. До 1996 года он находился «на руководящей работе» в «Росвооружении»; затем стал замминистра промышленности, отвечая «за золото и алмазы» и в этом статусе вошел в совет директоров ОАО «Лензолото». В 2001 году последовало назначение министром энергетики и избрание председателем советов директоров «Роснефти» и «Транснефтепродукта», несколько позже – вхождение в совет директоров «Газпрома».
В 2004-2011 гг. Юсуфов – спецпредставитель президента по международному энергетическому сотрудничеству в ранге посла по особым поручениям МИД России. К моменту последнего назначения он уже был близко знаком с Дмитрием Медведевым, на президентство которого пришелся, по выражению «Forbes»,«взлет бизнесменов Юсуфовых».«Игорь Юсуфов – это человек, который тогда мог открывать ногой дверь в высокий кабинет в Кремле», – цитировало издание слова бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.
Но, как гласит поговорка, «и на старуху бывает проруха». Осенью 2009 года фамилия Юсуфова фигурировала в громком скандале, связанном с расследованием аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, в результате которой погибли 75 человек. Тогда комиссия Ростехнадзора, установив причины ЧП, назвала имена шести лиц, чьи действия способствовали возникновению аварии. В их числе оказался и Юсуфов: как выяснилось, будучи главой Минэнерго, он «не создал механизмов реального государственного контроля и надзора за безопасной эксплуатацией объектов энергетики, в том числе включенных в состав РАО «ЕЭС России».
Вряд ли скандал как-то отразился на карьере чиновника: Медведев отправил его в отставку только в апреле 2011 года, официально – в связи с упразднением должности. Впрочем, озвучивалась и другая возможная причина, неофициальная. Дело в том, что Игорь Юсуфов и его семейство, как коллективный «товарищ Саахов» из старой советской комедии, начали «путать свою личную шерсть с государственной».
Практически одновременно с отставкой стало известно, что сын президентского спецпредставителя Виталий Юсуфов стал владельцем 19,91% акций «Банка Москвы», выкупив их за 1,1 млрд долларову президента кредитного учреждения Андрея Бородина.
Интересная деталь: сделка совершалась на деньги самого банка, выдавшего структурам Юсуфова кредит на соответствующую сумму под залог немецких верфей «Nordic Yards».
Спустя несколько месяцев находившийся в Лондоне Андрей Бородин в интервью «Ведомостям» раскрыл любопытные подробности сделки:
Сам Игорь Юсуфов, конечно же, назвал версию Бородина «ложью и клеветой», подчеркнув, что «ни с кем не советовался и ни от кого никаких поручений не получал», действуя исключительно в интересах сына. Последовала реакция и со стороны официального Кремля:
Виталий Юсуфов – бизнесмен и инвестор
Как мы можем убедиться, скандал разразился нешуточный. Если отталкиваться от версии Бородина, то история с покупкой банковских акций служит наглядной иллюстрацией того, какие методы ведения переговоров использовал «лоббист высокого полета» (по выражению «Forbes»). Также становится ясно, в чьих интересах действовал высокопоставленный госчиновник. Кстати, уже в сентябре 2011 года Виталий Юсуфов продал купленные им акции возглавляемой Андреем Костиным группе ВТБ, причем якобы заработал на этом порядка 300 млн долларов. В итоге ВТБ удалось консолидировать 80,57% акций «Банка Москвы».
На личности сына бывшего министра энергетики стоит остановиться подробнее. Прежде чем уйти в большой бизнес, выпускник МГИМО Виталий Юсуфов успел поработать помощником гендиректора ООО «Газпром экспорт» Александра Медведева. Это было в 2004-2006 гг., а в 2003-м Юсуфов-старший, будучи министром, вошел в совет директоров «Газпрома», членом которого оставался на протяжении десяти лет. Такой вот «семейный подряд» с легкой руки главы газовой монополии Алексея Миллера.
Следующим этапом в карьере Юсуфова-младшего стало руководство аппаратом Матиаса Варнинга - управляющего директора компании «North European Gas Pipeline Company», занимавшейся строительством Северо-Европейского газопровода (51% акций NEGPC принадлежали все тому же «Газпрому»). Осенью 2006 года проект переименовали в «Северный поток», а сын бывшего министра возглавил московский филиал совместного российско-германского предприятия.
Таким образом, семейные и личные связи вполне позволяли Виталию Юсуфову начать строить собственный бизнес. И здесь самое время вспомнить о покупке в 2009 году за 40,5 млн евро вышеупомянутых верфей «Nordic Yards», находившихся в состоянии банкротства и специализировавшихся на строительстве ледоколов, судов ледяного класса и плавучих буровых установок.
Вообще история сделки довольно мутная и могла бы послужить сюжетом для криминального триллера. Забегая немного вперед скажем: в сентябре 2011 года бывший владелец верфей Андрей Бурлаков и его гражданская жена Анна Эткина были расстреляны неизвестным в московском кафе на Ленинградском проспекте. Через несколько часов бизнесмен скончался в Больнице, женщина выжила. Виталий Юсуфов в свое время был близко знаком с Бурлаковым и даже считался его консультантом «в вопросах международного права».
А теперь обо всем по порядку. В одной и з публикаций «Forbes», со ссылкой на материалы расследования ГСУ ГУВД Москвы, говорится о том, как в 2008 году бывший в то время заместителем гендиректора государственной «Финансовой лизинговой компании» (ФЛК) Андрей Бурлаков, Анна Эткина и группа менеджеров ФЛК провернули финансовую аферу, заключив ничем не обеспеченные договора займа в общей сложности на 1,8 млрд рублей. Часть этих средств, переведенных на счета ФЛК, аферисты потратили на покупку германских верфей.
Позже ставший фигурантом уголовного дела, но успевший своевременно выехать в Англию бывший исполнительный директор ФЛК Виктор Драчев рассказывал о встрече, в процессе которой он и Бурлаков обсуждали вопросы вывода денег с Игорем Юсуфовым, пообещавшим свое покровительство. Так была создана компания «Wadan Yards», базой для которой стали судостроительные верфи в Германии и на Украине (стоимость активов оценивалась почти в 300 млн евро), совет директоров которой возглавил Бурлаков.
Однако уже в 2009 году «Wadan Yards» обанкротилась и германские власти стали в срочном порядке искать инвестора. И вот тут к процессу переговоров подключился спецпредставитель президента и член совета директоров «Газпрома» Игорь Юсуфов. Что было дальше, догадаться не сложно: новым собственником верфей стал Виталий Юсуфов, пообещавший немецким властям выплатить кредиты, наладить производство и сохранить рабочие места. Деньги на покупку новоявленный инвестор, по его словам, заработал на сделках с акциями «Газпрома», «Сбербанка» и других компаний. Получается, папа-чиновник фактически выступал в интересах сына.
Кровавый след Гагиева-Джако
Читайте ещё:Сергей Кириенко и Леонид Слуцкий объединяют усилия для укрепления ЛДПР
Такое положение дел не устроило недавних компаньонов Юсуфовых: они фактически обвинили главу семейства в захвате предприятия. Ситуация начала накаляться. Появлялась информация о том, что Бурлаков даже обращался с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении Виталия Юсуфова и добивался ареста его активов. А вскоре он стал жертвой киллера, входившего, как выяснилось, в ОПГ Аслана Гагиева (Джако), считающуюся одной из самых кровавых банд в истории российского криминала.
Напомним, что Джако экстрадировали из Австрии в июне 2018 года. По версии Следственного комитета, на счету его группировки 60 убийств, в том числе заказных. Среди жертв – убитый в сентябре 2011-го Андрей Бурлаков. Гагиев любыми путями пытался избежать выдачи в Россию, в ходе допросов он сообщил австрийским полицейским, что является коммерсантом и принимал непосредственное участие в управлении компанией «Wadan Yards», но затем поссорился с Игорем Юсуфовым, якобы «отжавшим» у него бизнес стоимостью 3 млрд долларов. Жертвой именно этого конфликта стал Бурлаков.
Интрига сохранялась до последнего: повторит ли Гагиев свои показания российским следователям? В сентябре 2023 года Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил «кровавого Джако» к пожизненному заключению, признав его виновным в организации ОПГ, создании вооруженных банд, убийстве двух и более лиц, незаконном обороте оружия и боеприпасов.Вопрос о том, был ли связан экс-министр с ликвидацией бывшего владельца «Wadan Yards», остался без ответа, но возможное наличие Гагиева в числе деловых партнеров семейства Юсуфовых говорит о многом.
Игорь Юсуфов любые подозрения в связях с криминальным авторитетом, конечно же, категорически отрицал:
Возможно, со временем в деле ОПГ Джако вскроются какие-то новые, пока неизвестные, обстоятельства? В том числе, связанные с германскими верфями, которые Юсуфов-младший так и не смог загрузить российскими заказами и продал в 2016 году за 230,6 млн евро малазийской компании «Genting Group».
Стоит добавить, что за границей финансовая чистоплотность семейства также вызывала вопросы. В 2017-м принадлежащая Виталию Юсуфову фирма «Willow Project LLC» выкупила у Deutsche Bank за 72 млн долларов роскошное поместье в знаменитой американской Кремниевой долине,построенное в колониальном стиле.
Вот только у менеджеров Deutsche Bank возникли сомнения в соблюдении покупателем законодательства США, направленного против отмывания денежных средств. Американский комитет банка по репутационным искам отказался утвердить сделку, которую удалось заключить только после проведения конференц-колла с участием руководителей банковских структур из Франкфурта и Лондона: тогда главным аргументом в пользу Юсуфова-младшего стало его отсутствие в санкционных списках.
Получается, «токсичность» Юсуфовых давно «перешагнула» границы? Если и так, то это обстоятельство нисколько не мешает бывшему госчиновнику в тандеме с Леонидом Михельсоном осваивать российские недра, оформляя и переоформляя доли в совместных предприятиях на очередные офшоры.
Григорий Дудник