Махонин поддерживает «схему Смертина»?
Только федеральный центр способен остановить масштабную коррупцию в Перми?
Команда губернатора Пермского края Дмитрия Махонина продолжает "осваивать" бюджет через "придворных" подрядчиков. Ранее этой задачей занималась компания бизнесмена Игоря Дылдина «КРАССТ», которая "освоила" более 171 миллиона рублей по контрактам. В 2018 году Дылдин был приговорен к шести годам колонии общего режима за дачу взятки бывшему директору «Управления капстроительства» Чусовского района Артему Овсянникову и был осужден за «общее покровительство и попустительство по службе».
Овсянников получил девять лет лишения свободы в колонии строгого режима. Однако коррупционная схема продолжает функционировать: автором и главным бенефициаром, по словам бывшего депутата Городской думы Перми и регионального Заксобрания Ильи Лисняка, является Александр Смертин – бывший секретарь краевого Избиркома, сейчас исполняющий обязанности руководителя администрации губернатора Махонина.
Лисняк утверждает, что Игорь Дылдин и экс-руководитель отдела капстроительства администрации Верещагинского района Наталья Дудина, которая в 2016 году стала фигурантом дела о превышении должностных полномочий, давали показания против Смертина. Однако материалы дела в итоге оказались "под сукном".
Если верить Лисняку, который вынужден находиться за границей из-за давления команды Махонина, в схеме также участвуют друг детства губернатора Александр Лейсле, неоднократно упоминавшийся как держатель активов главного региона, и скандально известный бывший вице-премьер краевого правительства Антон Удальев, работавший с Махониным еще на посту руководителя пермского УФАС.
Сам губернатор, по словам Лисняка, "страхует" схему через антимонопольное ведомство. Исполнение значительной части контрактов, полученных ООО «КРАССТ», было приостановлено, а контракт на сумму более 36 миллионов рублей на покупку 30 квартир для граждан в рамках адресной программы, подписанный с администрацией Скальнинского сельского поселения еще в 2014 году, до сих пор не завершен.
После того как Дылдин "сошел с дистанции", его место заняла компания «ВИАЛ Групп» бизнесмена Виктора Пермякова, которого называют двоюродным братом Смертина. В настоящее время портфель контрактов «ВИАЛ Групп» составляет 679 миллионов рублей, но и у этой структуры уже возникли проблемы: заказчики расторгают договора, а субподрядчики обращаются в суд за взысканием многомиллионных долгов.
Чусовские коррупционеры отправляются «на зону»
Прежде чем перейти к основному рассказу, напомним об одном подзабытом уголовном деле. Итак, в июле 2018 года Чусовской городской суд Пермского края вынес обвинительный приговор учредителю и гендиректору компании «КРАССТ» Игорю Дылдину, приговорив его к шести годам колонии общего режима за дачу взятки должностному лицу.
Из официального сообщения прокуратуры региона следовало, что с сентября 2014-го по май 2015 года бизнесмен передал «за общее покровительство и попустительство по службе» бывшему директору чусовского районного«Управления капитального строительства»297 тыс. рублей. В свою очередь, чиновник обещал «обеспечить лояльное отношение к оценке выполненных организацией работ по строительству дома в пос. Селянка», а также «иное содействие при исполнении муниципального контракта».
Несколькими месяцами ранее, в январе 2018-го, тот же суд признал виновным в получении взятки в крупном размере экс-директора «Управления капстроительства», депутата Верхнекалинского сельского поселения Артема Овсянникова, приговорив его к девяти годам колонии строгого режима со штрафом в размере 594 тыс. рублей. В прокуратуре уточняли, что помимо денежных средств, бывший чиновник получил в безвозмездное пользование 2-комнатную квартиру, в которой проживал вместе с семьей.
Здесь стоит добавить, что ликвидированное в 2021 году в результате процедуры банкротства ООО «КРАССТ» в свое время «освоило» на бюджетных контрактах немаленькую сумму – 171,4 млн рублей, из них 11 подрядов на 30,3 миллиона были получены от УКС Чусовского городского округа. Также в число заказчиков входили Пермский госуниверситет, АО «Газпром Газораспределение Пермь», муниципальные учреждения Скальнинского сельского поселения, Верещагинского и Губахинского городских округов и т.д.
Глава администрации губернатора Махонина – мошенник?
Казалось бы, участники коррупционной схемы получили по заслугам, вот только точку на этом ставить рано. Не так давно бывший депутат Городской думы Перми и регионального Заксобрания Илья Лисняк, ставший фигурантом уголовное дело о вымогательстве и объявленный в международный розыск, опубликовал в своем Telegram-канале довольно любопытную информацию: якобы находясь под следствием, господин Дылдин признался еще в одном преступлении.
Речь шла о 700 тыс. рублей, переданных бизнесменом Александру Смертину – в то время секретарю Избирательной комиссии Пермского края, сегодня занимающему пост и.о. руководителя администрации пермского губернатора Дмитрия Махонина. По данным Лисняка, который будучи депутатом, направил несколько запросов в прокуратуру, Смертин обещал коммерсанту содействие в получении контракта на строительство межшкольного стадиона в Верещагино.
Читайте ещё:В Подмосковье выявили самый коррумпированный спортивный объект
Поскольку глава избиркома не смог оказать реальной помощи в получении подряда, произошел банальный кидок. Из публикации на канале бывшего депутата следует, что изобличающие Смертина показания дала также экс-руководитель отдела капитального строительства и развития территории администрации Верещагинского муниципального района Наталья Дудина. Последняя в 2016 году стала фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий: ей и владельцу компании «Подряд» Сергею Чернядьеву инкриминировалось хищение 5 млн рублей при возведении в рамках муниципального контракта детского сада на 140 мест.
Уголовное преследование чиновницы и бизнесмена в итоге было прекращено, хотя и по не реабилитирующим основаниям: Дудиной – в связи с актом об амнистии, Чернядьева – по причине истечения срока давности совершенного преступления. Кстати, ООО «Подряд» было ликвидировано в результате процедуры банкротства в феврале 2022 года, успев «освоить» на бюджетных контрактах более 521 млн рублей.
Но вернемся к показаниям бизнесмена Дылдина в отношении чиновника Смертина. По информации опального депутата Лисняка, старший следователь Наталья Савчук зарегистрировала рапорт, в котором действия Смертина классифицировались как мошенничество в особо крупном размере. Вот только дальнейших ход уголовному делу так и не был дан, расследование банально спустили «на тормоза».
Сегодня привлечь главу (с приставкой «и.о.») губернаторской администрации к уголовной ответственности будет гораздо сложнее, хотя тот же Илья Лисняк надеется на своевременное вмешательство генпрокурора Игоря Краснова– пока не истек срок давности.
«Схема Смертина» и ее участники
Перед тем как продолжить дальнейший рассказ о пермских бюджетных махинациях, следует сказать несколько слов об уголовном преследовании самого Лисняка. Дело в том, что заявление на него написал ни кто иной, как господин Смертин: якобы депутат вымогал у него деньги под угрозой распространения некой негативной информации о чиновнике и его родственниках.
Лисняк, в свою очередь, охарактеризовал возбужденное в отношении него дело как«дичь в духе политического блокбастера, которую затеяли пермские коррупционеры». Обвинения в вымогательстве он категорически отрицает, заявляя, что «в ход пошла прямая ложь из стен региональной власти, которую зачем-то отрабатывает в интересах администрации губернатора региональное управление СК».
Как бы то ни было, но обосновавшийся за границей уже бывший парламентарий продолжает антикоррупционные разоблачения. Схема, которую он описывает в одной из своих последних публикаций, честно сказать, не блещет новизной и оригинальностью: заинтересованный в получении бюджетного контракта подрядчик обращается к Смертину, а тот, в свою очередь, выходит на нужного чиновника, установив размер «отката» и включив в него собственный «интерес».
Далее к процессу подключается «серый кардинал» и «мозг» команды губернатора Александр Лейсле – друг детства Махонина, неоднократно упоминавшийся в сети как держатель активов главы региона. Александр Генрихович обеспечивает разработку техзадания под конкретную компанию, причем подстраховку по линии антимонопольного ведомства ему якобы обеспечивают лично Махонин, напомним, до конца 2012 года руководивший Управлением ФАС по Пермскому краю, и его экс-заместитель, бывший вице-премьер регионального правительства Антон Удальев. Тот самый, чье имя фигурировало в серии громких скандалов с аудиозаписями: на одной он якобы называл Пермь «мухосранском», на другой – рассказывал собеседнику о том, как возвращается домой за рулем авто, предварительно выпив шесть литров пива и т.д.
Подстраховка по линии ФАС заключается в том, что если контракт получает нужный подрядчик, жалобы конкурентов отклоняются, если нет – результаты конкурса отменяются и закупка проводится заново. На определенном этапе одним из главных «деловых партнеров» Александра Смертина выступал владелец компании «КРАССТ» Игорь Дылдин.
В частности, по информации Ильи Лисняка, именно Смертин «решал вопросы» с контрактами для компании «КРАССТ» с бывшим мэром Губахи Александром Борисовым (сегодня он занимает пост зампреда краевого правительства) и экс-главой Добрянского муниципального района, а затем Добрянского городского округа Константином Лызовым (в начале прошлого года стал заместителем Смертина в администрации губернатора).
На смену «КРАССТ» приходит «ВИАЛ Групп»?
Исполнение значительной части подрядов, полученных фирмой Дылдина, оказалось прекращено. Так обстояло дело с контрактом на приобретение 26 квартир в строящихся домах стоимостью почти 34 млн рублейи сроком исполнения – 31 марта 2017 года, подписанным с администрацией Чусовского городского поселения в августе 2015-го.
Также было прекращено исполнение контракта с «Управлением строительства и ЖКХ» Губахи ценой 32,3 миллионаот 2 июля 2015 года и сроком исполнения – декабрь 2015-го, на покупку жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Причиной стало невыполнение подрядчиком работ после оплаты их первого этапа и отставание от плана-графика.
А вот контракт на покупку 30 квартир в строящемся доме для обеспечения жильем граждан в рамках реализации адресной программы стоимостью 36,2 млн рублей и сроком до декабря 2015 года, подписанный с Администрацией Скальнинского сельского поселения 24 ноября 2014-го, на сайте Единой информационной системы в сфере закупок до сих пор значится как находящийся в процессе исполнения. То есть, через месяц этот контракт «отметит» свой 10-летний «юбилей». Спрашивать, правда, уже не с кого: подрядчик, напомним, обанкротился еще в 2021 году.
Складывается впечатление, что фирма «КРАССТ» банально не справлялась с полученными объемами. Но даже там, где к работам привлекались субподрядчики, все равно возникали проблемы. Например, бывший депутат Лисняк упоминает о контракте ценой 7,4 миллионана капремонт общежития Пермского госуниверситета, когда выполнивший работы подрядчик не получил причитающихся ему и перечисленных заказчиком денег, так как те «растворились в инкассо-арестах ИФНС».
Когда проблемы Игоря Дылдина стали слишком очевидны, к схеме подключили зарегистрированную в 2013 году девелоперскую компанию «ВИАЛ Групп». Ее единственного владельца Виктора Пермякова Лисняк называет двоюродным братом Смертина. На сегодняшний день фирма успешно функционирует, «освоив» на контрактах без малого 679 млн рублей. По итогам 2023 года при выручке в 115,5 миллиона подрядчик задекларировал прибыль в размере 6,2 млн рублей (выручка годом ранее – 107,1 миллиона, прибыль – 5,5 млн рублей).
Крупнейшими заказчиками «ВИАЛ Групп» выступали «Управление капстроительства» Пермского края и МКУ «Пермблагоустройство». От Управления в августе 2018 года фирма получила контракт на строительство высшего профессионального образовательного учреждения стоимостью187,5 млн рублейи сроком исполнения – 6 августа 2020-го. Однако в октябре 2018 года контракт расторгли по соглашению сторон.
С МКУ в августе 2022 года был подписан контракт на выполнение работ по возведению объектов для отдыха (площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и т.д.) ценой 81,8 миллиона. Несмотря на то, что срок их окончания прописан 30 июня 2024 года, согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок, контракт до сих пор находится в процессе исполнения.
Складывается впечатление, что перед нами та же фирма «КРАССТ», только действующая в больших масштабах. Без судебных процессов тоже не обходится: в минувшем мае сетевое издание «Properm.ru» писало о разбирательствах, связанных с попыткой ООО «Торговый дом «Энергостандарт» взыскать с «ВИАЛ Групп» задолженность по договору подряда в размере 12,6 млн рублей, причем суд удовлетворил ходатайство истца об аресте счетов компании Пермякова.
Как мы можем убедиться, «схема Смертина» продолжает действовать, причем при полном попустительстве краевой прокуратуры и непосредственном участии губернатора Махонина и его команды. Однако если сравнить объем контрактов «ВИАЛ Групп» с объемами «КРАССТ», то вывод напрашивается сам собой: аппетиты высокопоставленных коррупционеров существенно выросли. Видимо, экс-депутат Лисняк прав и без вмешательства федерального центра уже действительно не обойтись.