Как Сагал стал "олигархом с репутацией" при поддержке ВТБ и Мантурова
Гражданин Эстонии по фамилии Сагал из ГК «Арнест» при потворстве Мантурова собирается вложить в активы Uniliver 7 млрд рублей российских заемных денег.
ГК «Арнест» предпринимателя Алексея Сагала планирует инвестировать 7 млрд рублей в «Юниливер Русь». Данный бизнес ранее был российским подразделением западной компании Uniliver и куплен «Арнестом» в текущем месяце. Сагал уже поставил задачу расширения производств, восстановления экспорта продукции за рубеж и вложения в маркетинг.
Бенефициар санкций
Сумма сделки по покупке ГК «Арнест» косметических производства Uniliver в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и Туле не раскрывается. Ранее бизнес оценивался в 35-40 млрд рублей даже с учетом дисконта. Однако вряд ли Сагал выплатил всю сумму – после начала СВО он получает все активы с огромной скидкой.
Алексей Сагал.
Бизнес Oriflame обошелся Сагалу всего в 28 млн евро, производственные мощности Heineken – в один доллар и 100 млн евро долгов, баночный завод Ball Corporation – в 530 млн долларов, однако этот актив за три месяца отбил 20% вложений. Таким образом, Сагал по всем сделкам с бывшей западной собственностью находится в большом плюсе.
Только на конец 2023 года купленные ГК «Арнест» бывшие западные активы оценивались в 1 млрд долларов. Все это сделало предпринимателя главным бенефициаром ухода из России компаний из недружественных стран. Фактически он за полтора года из производителя «Дихлофоса» превратился в олигарха федерального масштаба.
При этом цифра в 1 млрд долларов – приблизительная, она сделана Bloomberg на коленке. С учетом потенциальной прибыли это еще большие деньги. В действительно Сагал получил задарма целые отрасли экономики РФ – например, производство банок для пива.
Эстонский ставрополец
Казалось бы, ставропольский бизнесмен Сагал, этакий народник от сохи берет под контроль и преумножает активы, которые остались от компаний из недружественных стран, но не деле все это напоминает анекдот. Ведь у самого Сагала есть иностранный паспорт.
Читайте ещё:ОАЭ перестали соблюдать нормы и начали выдавать крупных бизнесменов, разыскиваемых на родине
Елена Сагал.
Как сообщает наш источник, якобы у него есть документы о том, что Сагал является гражданином Эстонии. Данный факт он официально довел до сведения правоохранительных органов, поэтому в его досье содержится такая запись. Как Сагал получил эстонский паспорт, неизвестно. Информации о его активах Эстонии нет, а в британской базе данных предприниматель фигурирует как россиянин. Западные СМИ также не обратили на это внимание – возможно, в эстонском паспорте у него другое имя.
Также по категории лиц с двойным гражданством проходит дочь предпринимателя Мария Сагал, на которую в РФ зарегистрировано ООО «ВДА» в Воронеже. Соучредителем девушки являются АО «Эверест» и ее брат Алексей Сагал-младший. При этом у бывшей жены руководителя ГК «Арнест» Елены Сагал, согласно документам, иностранного гражданства нет.
Алексей Сагал-старший в 2017 году проходил как представитель иностранного гражданина Марии Сагал, то есть девушке на тот момент не было 18 лет. Возможно, Forbes писал именно про нее в истории о покупке Сагалом убыточного Терского конного завода – в том материале речь идет о Маргарите Сагал.
Если Мария и Маргарита – это разные люди, то в таком случае у Алексея Сагала имеются внебрачные дети – в перечне детей сенатора Елены Сагал были прописаны Алексей, Мария и ее старший сын от первого брака Денис Сушко, который прославился финансовым конфликтом с девушкой, якобы им обманутой на 450 тысяч рублей.
В любом случае получилась странная картина, когда отец и дочь имеют иностранный паспорт, у его бывшей жены экс-сенатора его нет, а сам предприниматель получает активы компаний из недружественных стран.
Подручный Мантурова
Последние успехи Сагала связаны не с его талантом, а со связями с вице-премьером Денисом Мантуровым, который до весны 2024 года был главой Минпромторга РФ и курировал уход западных компаний из страны. Сагал был заместителем Мантурова в Совете по развитию парфюмерной промышленности, к которой в основном и относится ГК «Арнест». Летом 2022 года Мантуров и Сагал обсудили и утвердили программу локализации производств и субсидирования отечественных производителей парфюмерии.
Денис Мантуров.
Фактически вся деятельность фирмы Сагала является частью программы импортозамещения и осуществляется при помощи государства – ведущим кредитором ГК «Арнест» уже более десяти лет является ВТБ. В 2014 году при поддержке ВТБ открылось производство ГК «Арнест» по выпуску алюминиевых баллонов в Новороссийске. В 2016 году ВТБ увеличил кредитный лимит организации Сагала до 5 млрд рублей, а в 2019 году подписал соглашение по развитию в РФ парфюмерно-косметического производства.
Человек Мантурова, Костина и Чемезова
Бизнес Сагала пух на заемные деньги ВТБ, а после начала СВО процесс начал происходить с утроенной силой за счет западной собственности в РФ. ГК «Арнест» купил все эти активы с дисконтоном, но деньги на эти операции компания все равно получила в кредит.
Андрей Костин.
Все сделки по продаже западных активов ГК «Арнест» контролировал Мантуров, а деньги на это, похоже, давал руководитель ВТБ Андрей Костин. Что между этими людьми общего? Верно, их объединяют партнерские отношения с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым.
Мантуров является протеже Чемезова и сыном его близкого друга Валентина Мантурова. У семей Мантуровых и Чемезовых даже был совместный бизнес в Краснодарском края, поэтому не стоит удивляться плотному взаимодействию между «Ростехом» и Минпромторгом. Интересно, что Сагал в 2023 году стало совладельцем производителя яблок «Колосс Кубани» в Краснодарском крае, чьим бенефициаром через ЗАО «Династия» был покойный Валентин Мантуров.
ВТБ и «Ростех» также постоянно сотрудничают. Например, в феврале 2024 году ВТБ вошел в капитал «Нацпромлизинга», чем поддержал «Ростех», а в августе стороны заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве, направленной на обеспечение внешнеэкономической работы госкорпорации Чемезова.
И все это при поддержке Минпромторга, который аналогичным образом объясняет содействие развитию бизнеса ГК «Арнест». Якобы все это делается во имя импортозамещения и усиления производственного и экспортного потенциала российской промышленности, однако в реальности от этого зарабатывает хорошо знакомый Мантурову эстонский гражданин.
Вперед на Восток
До передела последних лет Сагал был предпринимателем регионального масштаба из Ставрополя. Он если и попадал в СМИ, то благодаря бывшей жене-сенатору и таким товарам как «Дихлофос» и «Свежесть», которые производятся на взятом им под контроль ставропольский заводе.
Выход на новый уровень начался у Сагала незадолго до СВО – ГК «Арнест» купил косметический завод в Великобритании и заключил контракт на строительство производства с венграми. Сагал встречался с главной МИД Венгрии Петером Сийярто в рамках продвижения проекта в городе Альшожольца, но из-за затянувшего украинского кризиса проект не выгорел.
До СВО Сагал, поднаторевший в работе с западными франшизами, планировал выйти на рынок нескольких стран ЕС, а после февраля 2022 года перенаправил вектор развития экспортной части на Азию. Здесь ему должны помочь бывшие западные заводы, деньги банка ВТБ и начальники российской промышленности, которые, возможно, имеют здесь свой интерес.
Читайте ещё:Прокурор потребовала 12 лет колонии для основателя ChronoPay Павла Врублевского