Спецслужбы расследуют возможную связь баталхаджинцев с терактом в «Крокус Сити Холле»
Спецслужбы России продолжают расследовать преступления группировки, которая вооружила боевиков, устроивших теракт в «Крокус Сити Холле», в результате которого погибли 145 человек.
По информации следственных органов, автоматы и патроны преступники получили от участников баталхаджинской группировки - боевого крыла (вирда) последователей религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева, признанной в России террористической организацией.
Двух баталхаджинцев силовики задержали, один при попытке скрыться был ликвидирован, еще троих объявили в розыск. На днях в армянских и грузинских СМИ появилась информация о том, что баталхаджинцы были не просто пособниками террористов, но и непосредственно участвовали в организации теракта и его финансировании.
Баталхаджинцы считаются одним из самых влиятельных и закрытых кланов в Республике Ингушетия. Это религиозное течение было основано в XIX веке шейхом Батал-Хаджи Белхороевым. Баталхаджинцы не считают себя ингушами, а причисляют себя к выходцам из чеченского рода.
В последние годы члены организации чаще упоминаются не в религиозных, а в криминальных новостях, а саму организацию называют сектой. И не случайно, как сообщил «Коммерсант», ее боевое крыло в 2023 году «было внесено в список террористических организаций России».
Читайте ещё:Скандальный девелопер уступил половину доли в проекте реконструкции стадиона «Торпедо» в Москве
Так, еще в октябре 2021 года СК РФ установил, что один из каналов поставок в нашу страну нелегального оружия из-за кордона был организован членами боевого крыла последователей Батал-Хаджи. В частности, пистолет Glock, из которого 2 ноября 2019 года в Москве были застрелены руководитель Центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) МВД Ингушетии Ибрагим Эльджаркиев и его брат Абдулахмет, врач, были завезены в страну по этому каналу. СКР тогда объявил в розыск одного из организаторов убийства Ильяса Белхароева, который скрывался в Украине, баталхаджинца Курейша Картоева и других членов секты. Впоследствии Картоев, находясь за границей, признался в совершении преступления.
Прикрываясь религией, преступное сообщество пустило корни во многих структурах Ингушетии, причем, на высоком уровне. Так, в 2022 году, по сообщению «Коммерсанта», «был задержан один из руководителей боевого крыла течения Батал-Хаджи Белхороева - Мустафа Белхороев, являвшийся главой Счетной палаты Республики Ингушетия».
Кроме него, задержали и других деятелей этого клана: бывшего депутата Народного собрания Ингушетии Микаила Алиева и бизнесмена Тархана Зязикова. Во время обыска у них нашли целый арсенал: ружья, пистолеты, автоматы с патронами и даже гранатомет с боекомплектом. Они проходили по делу об убийстве главы Центра противодействия экстремизму республики Ибрагима Эльджаркиева, а также еще по десятку преступлений, от вымогательств и разбоя до убийств.
31 декабря 2018 года был застрелен один из лидеров баталхаджинцев Ибрагим Белхороев, называвший себя правнуком шейха Батал-Хаджи Белхороева. В его убийстве члены клана заподозрили Эльджаркиева, поэтому и совершили нападение на него.
Напомним, что по делу об этом громком убийстве было арестовано 13 человек, в том числе и сын Мустафы Белхороева- Алихан. Двумя годами ранее, в 2020 был арестован еще один лидер клана баталхаджинцев - Якуб Белхороев, тогдашний глава ингушского отделения Фонда социального страхования. Его обвинили в краже 19 миллионов бюджетных денег.
Он также кичился своей принадлежностью к прямым потомкам шейха Батал-Хаджи Белхороева, с тщеславной гордостью показывал журналистам свою квартиру, которую прозвали музеем, а на самом деле был одним из организаторов преступного синдиката, который пустил свои щупальца далеко за пределы республики. Всего члены преступной группировки подозреваются в организации около 200 убийств.
В местах не столь отдаленных сейчас находится и один из членов группировки баталхаджинцев - Али Белхороев. Как выяснило следствие, он вместе с двумя другими членами клана в 2009 году совершили заказное убийство крупного бизнесмена и мецената Шабтая Калмановича.