Опасная переписка министра Любимовой
Кто участвует в распределении денежных потоков федерального Минкульта?
Телеграм-канал «BlackMirror» слил в сеть фрагменты служебной переписки действующего министра культуры Ольги Любимовой. Среди ставших известными корреспондентов – ее предшественник Владимир Мединский, сегодня занимающий пост помощника президента, митрополит Тихон Шевкунов, а также режиссеры Никита Михалков, Андрей Кончаловский и Николай Досталь. Из переписки можно сделать однозначный вывод: Любимова чувствует себя крайне неуверенно, она «всех боится» и «никому не верит». В то же время, известные деятели культуры регулярно просят ее о помощи в финансировании своих проектов. Но если тот же Николай Досталь делает это корректно, то считающийся другом семьи главы Минкульта Никита Михалков откровенно пишет о необходимости «напугать» председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина, от которого зависит получение Михалковым некоего гранта. При этом сам российский «оскароносец» явно не бедствует: на пару с уральским олигархом Андреем Симановским они готовятся «освоить» 4,5 млрд рублей, выделенных мэрией Москвы на проведение ремонтно-реставрационных работ в Центре театра и кино на Поварской улице. Кроме того, принадлежащая Михалкову «Студия ТриТэ» ежегодно получает субсидии в сотни миллионов рублей от Фонда кино, заместителем председателя Попечительского совета которого является Любимова. В отличие от «барина Никиты» его брат Андрей Кончаловский не просит никого запугивать: он направил на рассмотрение министру свой историко-политический трактат, где рассказывается о коллаборационистских корнях действующей российской власти, которую автор считает преемником Золотой Орды, одновременно давая негативную оценку личности князя Александра Невского. Озвученные режиссером тезисы вряд ли понравятся близкому Любимовой митрополиту Тихону, а также высокопоставленным кремлевским чиновникам и иерархам РПЦ.
Министр Любимова – разочарование либералов
Очередной «жертвой» «борьбы компроматов» в федеральном правительстве стала министр культуры Ольга Любимова, назначенная на должность в январе прошлого года: на днях телеграм-канал «BlackMirror» выложил в открытый доступ фрагменты ее переписки и анонсировал продажу архива электронной почты чиновницы, содержащего свыше 6 тыс. файлов и документов, за довольно обширный период – 2011-2021 гг.
Таким образом, речь идет о материалах, относящихся, в том числе, к периодам работы госпожи Любимовой на телеканале «Культура», Первом канале, а также в бытность советником и и.о. директора Департамента кинематографии Министерства культуры РФ. Одним словом, к тому времени когда она еще не была наделена министерскими полномочиями и не исключено, что все еще позволяла себе перлы вреде получивших скандальную известность заявлений «Я была в Париже, но не была в Лувре» или «В любом музее, как в церкве рефлекторно ищу святыню, чтоб приложиться и побыстрее свалить» (орфография автора сохранена).
Впрочем, сегодня Ольга Борисовна уже не допускает подобных хулиганских высказываний; равно она не позволяет себе дефилирования в футболках с нецензурными надписями: все-таки, положение обязывает сохранять лицо. Примечательно, что часть либеральной общественности восприняла уход Владимира Мединского и назначение Любимовой с определенной долей энтузиазма. В частности, писатель Виктор Ерофеев выразил надежду, что отечественный Минкульт наконец-то вырвется из паутины изоляционизма и «реакционного романтизма», обернувшись лицом к «универсальным человеческим ценностям».
Что под этим подразумевается, догадаться не сложно: в той же публикации литератор выражает всяческое сочувствие скандально известному режиссеру Кириллу Серебренникову, вместе с подельниками погоревшему на хищении 129 млн рублей, выделенных на реализацию проекта по популяризации и развитию современного искусства «Платформа».
Читайте ещё:В мае саратовскую оперу замотают сеткой и обвешают батареями
Либералов не смутило даже сотрудничество Любимовой с РПЦ в качестве автора ряда документальных фильмов (таких, как посвященный Алексию Второму «Путь патриарха»). Возможно, надежду в них вселяли все те же высказывания будущего министра, заявлявшей буквально следующее: «Стресс от трех лет обучения в православной гимназии явно свидетельствовал о том, что я в принципе больше никогда не буду в лоне Русской православной церкви. К седьмому классу православная гимназия для меня стала лагерем «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в РФ).
Митрополит Тихон одобряет?
Слив в сеть переписки главы Минкульта позволяет сделать закономерный вывод: либеральные чаяния не оправдались. Впрочем, так же, как и надежды представителей любых других политических взглядов. Уже опубликованной части архива достаточно, чтобы понять: перед нами наглядная иллюстрация того, как происходит распределение выделенных на культуру финансовых потоков и с кем оно проходит неформальное согласование. Так что с момента отставки прослывшего консерватором Мединского ситуация нисколько не изменилась.
Разве может быть иначе, если Ольга Любимова, как и ее предшественник, обсуждает проект «формирования образа национальной русской культуры» с близким Кремлю митрополитом Тихоном (Шевкуновым), получая его замечания и одобрение? Не прочь пооткровенничать она и с самим Мединским, жалуясь ему на отсутствие какой-либо благодарности за «нелегкую» министерскую работу:
«Да я всех боюсь ... точнее никому не верю. И совсем уже без иллюзий, правда... И благодарности не жду, правда. Я как-то внутренне просто сжалась и стараюсь делать то, что нужно максимально хорошо», – отвечает она на предостережение Мединского «бояться театров».
Действительно, кинематограф и телевиденье Любимовой ближе. Не стоит забывать, что она в течение нескольких лет занимала руководящие должности в кинематографическом департаменте при министерстве, а также является членом совета Фонда кино и совета директоров «Ленфильма». Стоит ли удивляться, что именно к ней режиссер Николай Досталь обращается с просьбой оказать содействие в поисках инвестора для кинокартины «Там, где восходит солнце», посвященной родоначальнику советского дзюдо и одному из основателей самбо Василию Ощипкову.
К слову о цензуре: из письма Досталя следует, что проект уже одобрен первым замглавы Администрации президента Сергеем Кириенко и Управлением общественных проектов АП, где также пообещали помочь изыскать необходимые 300 млн рублей. Примечательно, что согласно сюжетной линии сценаристов, Ощипков еще во время обучения в православной семинарии уже был... профессиональным разведчиком. Такому повороту событий, наверное, рукоплескал бы и митрополит Тихон. Ход, вне всякого сомнения, выигрышный.
«Барин» Михалков пугает Колягина и пеняет за «Аутло»
Но как известно, там, где упоминается финансирование кинематографа, вскоре появляется российский «оскароносец», известный своими барскими замашками и откровенным хамством Никита Михалков. И было бы удивительным, если бы он отсутствовал в числе активных корреспондентов госпожи Любимовой.
В свое время «Московский комсомолец» назвал Михалкова «важной фигурой» в биографии главы Минкульта: он не просто сосед Любимовых по Николиной Горе и многолетний друг семьи, но якобы даже является крестным отцом министра, в свое время написавшей сценарий к фильму-биографии режиссера.
Читайте ещё:Мишин покидает компанию KION
Возможно, именно неформальными связями объясняется то, как Любимова оправдывается перед Михалковым за выдачу прокатного свидетельства скандальному фильму Ксении Ратушной «Аутло», премьера которого несколько раз отменялась в связи с присутствующей в нем тематикой однополой любви. По словам министра, в фильме нет «ни одной запрещенной сцены» и у ведомства не было весомых причин отказать в прокате. Тем более, что в пандемийный период (письмо датировано ноябрем 2020 года) «в кино никто не пойдет».
Пикантным моментом является упоминание в переписке известного актера, председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина, от которого зависело получение гранта на постановку некоего спектакля. Любимова обещает с ним «аккуратно поработать», но Михалков вносит свои корректировки: «оскароносец» настаивает, что «Сашу Колягина нужно напугать». Он подчеркивает: «Это очень нужно и возможно», добавив в адрес коллеги уничижительную характеристику «он большой бздун».
Вот такая специфическая закулисная атмосфера, связанная с получением бюджетного финансирования. Что касается Михалкова, то он, видимо, вжился в роль криминального авторитета, роль которого некогда сыграл в «черной комедии» «Жмурки».
Друзья Михалков и Симановский осваивают бюджет
Впрочем, Михалкову ли считать себя обделенным?! Ведь не далее, как в минувшем мае СМИ сообщили о готовности московской мэрии выделить 4,5 млрд рублей на проведение ремонтно-реставрационных работ в Центре театра и кино на Поварской улице (бывший дом Общества политкаторжан), которым руководит мэтр отечественного кинематографа. Стоимость одной только отделки интерьера панелями из дымчатого эвкалипта оценивается в 1,8 миллиарда. Ремонт кабинета худрука (то есть, Михалкова) обойдется столичному бюджету в 30,4 млн рублей.
Не следует забывать также о финансировании, получаемом принадлежащей Михалкову «Студией «ТриТэ» через Фонд кино. Несмотря на то, что сам режиссер еще в августе 2017 года со скандалом вышел из Попечительского совета Фонда, председателем его Экспертного совета остается Леонид Верещагин – бизнес-партнер Михалкова, гендиректор и совладелец «Студии ТриТэ», которая из года в год входит в число кинокомпаний – лидеров по бюджетным «вливаниям».
Так, в прошлом году Фонд поддержал сразу три проекта студии, в текущем – два, в том числе кинокартину «Чемпион мира», бюджет которой оценивается в 550 млн рублей. Еще 200 миллионов Фонд кино выделит Михалкову на съемки фильма «Кракен». Возникает подозрение, что сегодня получению столь масштабных субсидий способствует министр культуры Ольга Любимова, являющаяся заместителем председателя Попечительского совета Фонда, с семейством которой, напомним, «оскароносца» связывают давние дружеские отношения.
Впрочем, имеются у Михалкова и спонсоры, так сказать, со стороны. Достаточно вспомнить о его дружбе с одиозным олигархом из Екатеринбурга, владельцем компании «Сима-ленд» Андреем Симановским, которого издание «Наша Версия» охарактеризовало как «уральского «короля эпатажа», а российские телеграм-каналы называют не иначе, как «шизомиллиардером», известным также под кличкой «Дюха-обнал».
В минувшем мае Симановский организовал в конгресс-холле «Екатеринбург-Экспо» закрытый показ спектакля Михалкова «12», поставленного по мотивам одноименного фильма, на котором собралось порядка 4 тыс. человек. В числе VIP-гостей СМИ называли свердловского вице-губернатора Александра Высокинского, министра спорта региона Леонида Рапопорта, главу «Русской медной компании» Игоря Алтушкина и др.
Впрочем, дружба эта вполне взаимовыгодная: в марте стало известно, что структуры Симановского примут участие в реставрации московского Театра актера. Получается, что через Михалкова «уральский меценат» получит доступ к освоению бюджетных миллиардов? В таком случае, становится понятной вся подноготная их совместных проектов, вроде екатеринбургского Фонда поддержки Центра театра и кино.
Крамольные идеи режиссера Кончаловского
Но вернемся к взломанной переписке Ольги Любимовой. В числе ее корреспондентов присутствует еще один член семейства Михалковых – старший брат «барина Никиты» режиссер Андрей Кончаловский. Но если «бесогона» интересует, по большей части, получение через Минкульт многомиллионных субсидий, то Кончаловский действует тоньше. Он, ни много ни мало, представляет на суд министра свои размышления об идее и истоках сегодняшней российской власти, позволяя себе суждения, которые и власть, и церковь не назовут иначе, как крамольными.
В тексте, озаглавленном «О природе «Русской власти», режиссер недвусмысленно заявляет: «Русская власть» родилась как коллаборационистская». По его мнению, корни этого коллаборационизма были заложены политикой князя Александра Невского, «интегрировавшим» северо-восточные русские княжества в Орду, в союзе с ней воевавшим против собственного брата Андрея и подорвавшим сопротивление князя Даниила Галицкого.
«Северо-восточная Русь (улус Джучи, как ее именовали завоеватели) выступала в роли протектората Орды, а управлялась она русскими князьями на основе (употреблю современный термин) франчайзинга (ярлыков на княжение). Современным языком так бы описали функции оккупационной администрации. При этом политическая культура завоевателей была полностью воспринята (сегодня в институциональной теории это именуется импортом институтов)», – рассуждает Кончаловский.
Отсюда закономерный вывод: «Московия – эта «приемная дочь Золотой Орды» – вышла победительницей в схватке за ее наследство. И стала Московия «Ордой 2.0».
Как мы можем убедиться, для действующей власти подобраны не самые лестные эпитеты. Что касается роли святого князя Александра Невского, чей 800-летний юбилей в этом году в России отмечается на государственном уровне, то это еще и выпад в адрес РПЦ. Такие рассуждения митрополит Тихон вряд ли одобрит. Это вам не «разведчик-семинарист» Василий Ощипков! Налицо, так сказать, покушение на святая-святых – духовные скрепы...
Впрочем, кого какие вопросы волнуют: Досталь хочет денег для съемок фильма; Михалков тоже хочет денег, а заодно припугнуть Колягина; Кончаловский ищет обоснования репрессивной политике Кремля. А Ольга Любимова своей перепиской в очередной раз подтвердила: некоторые особо бойкие деятели культуры, с ее далеко не молчаливого согласия, активно «осваивают» бюджетные средства, выделяемые на реализацию «культурных проектов». И это обстоятельство говорит явно не в пользу министра, которая, с ее же слов, «никому не верит» и даже готова вернуться на телевидение, чтобы «работать спокойно».
Михаил Романовский