Помогут ли деньги Сбера спасти долговую пирамиду «Самолета»?
Смена руководства ГК «Самолет» связана с надеждами девелопера на Сбер. Бенефициары компании рассчитывают, что Анна Акиньшина приведет с собой деньги банка Германа Грефа.
Новый генеральный директор ГК «Самолет» Анна Акиньшина в интервью Bitcogan заявила о том, что девелоперы и вся российская строительная сфера нуждаются в поддержке государства. Кроме того, Акиньшина подтвердила факт переговоров с властями о предоставлении помощи. Похоже, «Самолет» и другие застройщики хотят переложить свои проблемы на федеральный бюджет.
Акиньшина, Хасис и Манчулянцев
Проблемы «Самолета» были обозначены еще летом. Отмена базовой льготной ипотеки вместе с ростом ставки и общей перекредитованностью поставили нерешаемые проблемы перед девелопером. Компания не сможет продать столько квартир, чтобы рассчитаться с долгами. Сегодня она должна либо найти мощного инвестора, который возьмет на себя расчет с кредиторами, либо начать предбанкротный процесс с раздачей активов и закрытием долговых проблем.
Бенефициары «Самолета» продолжают рассчитывать на первый вариант, для чего привлекли Акиньшину из «Сбер Eаптеки». Она, судя по всему, является человеком Льва Хасиса, с которым пересекалась еще в X5 Group. Хасис в Сбере сначала был первым замом Грефа, а с 2021 по 2022 годы заведовал в банке направлением электронной коммерции, включая «Сбер Еаптеку». После начала "СВО" Хасис разорвал контракт со Сбером и убыл в США, гражданином которых он является. В 2023 году Хасис стал первым россиянином, с которого Великобритания сняла введенные после февраля 2022 санкции.
Лев Хасис
Учитывая, что рядом с ГК «Самолет» сегодня орудует такой персонаж как Олег Манчулянцев, который так же, как и Хасис, напрямую связан с США, то назначение Акиньшиной может заиграть и другими красками. Манчулянцева подозревают в том, что через ЗПИФы он выводил в неизвестном направлении деньги. В «Самолете» сейчас много наличности – суммы не покрывают долги, но это миллиарды рублей. Если девелопер действительно попадет под реструктуризацию или под банкротство, то эти средства способны исчезнуть, как это уже бывало с Манчулянцевым в «Маст-банке».
Акиньшина из Сбера
Акиньшина возглавила «Самолет» 19 ноября 2024 года после того, как из капитала компании ушел Год Нисанов и появилась информация о планах основателя компании Михаила Кенина расстаться с активами девелопера. Кенин затем опроверг данную информацию, но осадок остался, особенно в свете новостей, которые сегодня появляются вокруг «Самолета».
Приход Акиньшиной, которая занималась маркетингом, связан с надеждами бенефициаров «Самолета» справиться с долгами за счет включения банка Германа Грефа в капитал компании. Данная кредитная организация является крупнейшей в России и точно способна покрыть разницу, которая образовалась у «Самолета». Ситуация в девелопере тяжелая, и вопрос покрытия долгов стал жизненно важным для этой структуры.
Братская помощь
В июле 2024 года в РФ была отменена базовая льготная ипотека, за счет которой «Самолет» сумел стать крупнейшим застройщиком России. Под это дело компания, напрямую ассоциированная с братом губернатора Московской области Максимом Воробьевым, набрала много кредитов. На заемные деньги «Самолет» выкупил земли, объекты недвижимости и даже целые компании, как это произошло с ГК МИЦ Андрея Рябинского в 2023 году.
Андрей Воробьев
По этой причине бизнес «Самолета» представляет собой большой долговой пузырь, который ранее основан на политической поддержке Максима Воробьева и его брата губернатора Московской области Андрея Воробьева.
Последний в 2012 году получил Московскую область после того, как Сергей Шойгу перешел на работу в Минобороны РФ. Отец Андрея и Максима Воробьевых сенатор Юрий Воробьев был многолетним заместителем Шойгу в МЧС. Они дружат с Шойгу семьями и являются соседями на Рублевке, данная связь никем не отрицается.
Скандалы вокруг «Самолета» и Московской области и до 2024 года происходили постоянно, но пока был силён Шойгу на такие инциденты «закрывались глаза». Трудности не касались ни Андрея Воробьева, ни бизнеса его брата Максима. Однако дело Тимура Иванова изменило всё как в военном ведомстве, так и в связанных с Шойгу вотчинах, вроде Московской области, где в 2024 году возросло число задержаний чиновников за коррупцию. Данная тенденция явно связана с тем аудитом, который в настоящее время проводится в Минобороны РФ.
Надежда на Сбер
«Самолет» не удастся вытащить из пике за счет Андрея Воробьева, чьи позиции зашатались и который стал реальным кандидатом на отставку. Для решения проблемы нужны другие пути, для чего бенефициары девелопера сделали ставку на связку между Сбером и «Самолетом».
Анна Акиньшина
В 2020 году Сбер выделил «Самолету» 6 млрд рублей на строительство ЖК «Новое Внуково», а одна из дочерних организаций банка «Сбербанк Инвестиции» вошла в капитал этого проекта. Сбер в период пандемии помогал «Самолету» надувать ипотечный пузырь. В 2021 году девелопер и Сбер предлагали клиентам особые услуги с рассрочкой, а в 2022 году стороны на ПМЭФ-2022 подписали инвестиционное соглашение, согласно которому Сбер взял на себя бремя финансовой поддержки «Самолета».
Под защитой Воробьевых
Читайте ещё:Российские туристы застряли в Шарм-эль-Шейхе из-за отмены рейса EgyptAir
Вхождение Сбера в «самолетовские» проекты происходило на фоне тесного сотрудничества между Грефом и губернатором Андреем Воробьевым. В 2023 году стороны подписали договор о совместном развитии искусственного интеллекта, существуют и другие соглашения.
Сбер давно вкладывается в Московскую область и поддерживает компании из дивизиона Максима Воробьева. Впрочем, с властями московской области из девелоперов сотрудничает не только «Самолет», но и такие компании как RDI Group и Dogma. Правила в регионе жесткие, и любой шаг в сторону может привести для фигуранта к плачевным последствиям.
Максим Воробьев
Об этом сообщал девелопер Ильгар Гаджиев. В интервью мужчина заявил, что Нисанов, который кроме руководства ГК «Киевская площадь» является советником Андрея Воробьева на общественных началах, сначала втянул его в один из строительных проектов, а затем вместе с Максимом Воробьевым заставил платить ежемесячно, а, в конечном счете, и вовсе лишил бизнеса.
Нет сомнений, что без Максима Воробьева, который официально является только соучредителем дочерней организации девелопера ООО «Самолет Две столицы», ГК «Самолет» не смогла бы в столь сжатые сроки выйти в лидеры российского жилищного строительства. Бывший гендиректор «Самолет девелопмента» и бенефициар компании Игорь Евтушевский сообщил о присутствии Максима Воробьева в бизнесе еще в 2016 году.
В 2020 году упоминание о Воробьеве вошло в список официально озвученных рисков компании, но до дела Тимура Иванова позиции компании были настолько сильны, что этот факт никого не смущал. А теперь ситуация поменялась – огромные долги могут уже в 2025 году обанкротить компанию.
Долги губят «Самолет»
Чистый корпоративный долг «Самолета» на 31 декабря 2023 года составлял 75,9 млрд рублей, причем краткосрочные обязательства компании равнялись 59 млрд рублей. Такие результаты были достигнуты при положительной конъюнктуре, которой в ближайшие годы больше не будет. На конец 2024 года финансовые результаты компании определенно будут намного хуже.
Продажи «Самолета» во второй половине 2024 года по предварительной оценке упали в два раза, льготной ипотеки больше нет, а ставка ЦБ в ближайшее время скорее всего вырастет до 23%, а может и больше. В такой ситуации спрос на квартиры продолжит падать, а значит «Самолет» не сможет платить по своим долгам. Обесценение рубля не покроет проблемы – слишком сильно упал спрос на квартиры, цены на которые в ноябре впервые приостановили рост. Ситуация напоминает 1994 год, когда дошла до края пирамида МММ, только на этот раз речь идет не о «фантиках», а о строительстве.
При этом «Самолет» продолжал набирать объекты до последнего – в июле уже после закрытия льготной ипотеки девелопер взял под контроль участок земли на Мосфильмовской в Москве рядом с посольством КНДР. «Самолет» в этой истории действовал по инерции, ведь чуткий к изменениям Нисанов в это же время вел переговоры о выходе из капитала застройщика. Нисанов вышел из бизнеса с минусом, но даже это следует признать успехом. А вот у Кенина побег с «Самолета» не получился, и теперь он с другими бенефициарами рассчитывает на помощь Сбера или напрямую государства, а может быть и на хитрые схемы Манчулянцева.