Компания с сомнительной репутацией получила 400 миллионов рублей от властей Башкирии
Власти Башкирии предоставили 400 млн рублей по госконтракту компании, связанной с тремя депутатами Госдумы разных созывов, о которых неоднократно упоминалось в скандальных историях, - Южилиным, Хором и Резником, а также, возможно, с вице-мэром Москвы Максимом Ликсутовым.
В процессе был задействован близкий знакомый вице-губернатора Волгоградской области Валерия Бахина, экс-сотрудник МВД и АФК «Система» Вячеслав Смирнов, который отметился в неоднозначных поставках комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.
2 декабря 2024 года Государственное казенное учреждение Башкирии «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) подписало контракт на сумму почти 403 млн рублей, из которых 201,4 млн рублей - это аванс. Срок выполнения контракта - до 26 декабря 2026 года. За это время победитель, ставший единственным участником (видимо, другим разработчикам деньги оказались не интересны), должен внедрить интеллектуальную транспортную систему в Уфимской городской агломерации. Контракт является частью нацпроекта «Безопасные качественные дороги», поэтому интерес к тому, кому он был отдан, высок среди общественности.
А победитель тендера назначено ООО «Научно-производственное объединение «Интеллектуальные технические системы» (НПО «ИТС»), которое учреждено в апреле 2020 года и занимается оптовой торговлей программным обеспечением.
При этом на госконтрактах компания нарубила уже более 9 млрд рублей и первое место среди заказчиков, что обеспечил уже четыре контракта на 2,95 млрд рублей, стали как раз башкирские власти в лице ГКУ «Транспортная дирекция РБ».
На втором месте с 11 контрактами на 2,25 млрд рублей стоит ГКУ «Безопасный регион» из Волгоградской области.
При этом одна из двух дочерних фирм НПО «ИТС» одна уже также начала грести госконтракты: на счету, созданной в 2022 году НПО «ИТС Софт» уже два контракта на сумму более 24 млн рублей. При этом один из них снова в Волгоградской области.
Контракты и нежная любовь властей к фирме особенно резонансно выглядят с учётом того, кто именно является бенефициаром бюджетных средств.
НПО «ИТС» принадлежит компаниям «Ки» (Квантум инвест) и «Траст», которые выводят нас на директора ИТС Вячеслава Смирнова - бывшего силовика, близкого знакомца вице-губернатора Волгоградской области Валерия Бахина, экс-депутата Виталия Южилина, имеющего тесные связи со Смирновым, а также семьи двух действующих депутатов Госдумы - Глеба Хора и Владислава Резника.
Начнём, пожалуй, именно с г-на Смирнова - единственного владельца ООО «Траст», к коему также испытывает нежную любовь госзаказчик из Красноярского края - ГКУ Крудор, отдавший фирме три контракта на более чем 203 млн рублей.
Из открытых источников известно, что Вячеслав Смирнов в 90-х был офицером аналитической группы следственного отдела ГУВД Москвы, а позднее работал в дивизионе АФК «Система» - был гендиректором «Энвижн груп». По слухам, на последнем посту Смирнов не смог сработаться с вице-мэром Москвы Максимом Ликсутовым, что курировал дорожный департамент.
Занимательный факт: несмотря на слухи, в 2021 году издание «Бизнес-Вектор» со ссылкой на инсайдеров связывало уже НПО «ИТС» с Ликсутовым и главой АО «Трансмашхолдинг» Андреем Бокаревым.
Помимо этого, Смирнову приписывают близкое знакомство с вице-губернатором Волгоградской области Валерием Бахиным, что фигурировал в расследованиях, связанных с активами губернатора Бочарова.
И даже якобы именно это знакомство с Бахиным помогло в своё время фирмам Смирнова стать господрядчиком этого региона.
Как нам кажется, доля истины в этих утверждениях есть - ведь именно этот регион принёс львиную долю доходов фирмам, где прибыль отщипывает и Смирнов. Например, всё тому же ООО «ЛЦЗ», с поставок которого всё и началось, сотрудничество с областью принесло более 800 млн рублей из общей суммы по всем контрактам на 2 млрд рублей.
Читайте ещё:Депутата парламента Португалии подозревают в кражах чемоданов в аэропорту
В своё время поставка разработанного ООО «ЛЦЗ» комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения вызвала много вопросов. Поговаривали, что с комплексом не всё гладко, а возможные вопросы пресекает как раз таки знакомство с высоким чином из правительства региона.
Вот, к слову, в 2023 году арбитраж Москвы по иску к ЛЦЗ о расторжении договора в документах упоминал, что в процессе ввода в эксплуатацию и проведения пуско-наладочных работ измерительных комплексов государственным заказчиком были выявлены скрытые недостатки товара. Занятно, не так ли?
А в 2019 году Мегафон даже обвинил ульяновского господрядчика, что тендерная документация была составлена под единственного поставщика. В том же 2019 году издание «НовостиВолгограда.ру» сообщало, что в УФАС по Калининградской области от ГКУ «Безопасный город» поступила заявка на включение ЛЦЗ в реестр недобросовестных поставщиков. Не плохое, видимо, лобби у г-на Смирнова, раз даже после такого он остаётся госпоставщиком.
Но вернёмся к башкирскому контракту, а точнее к владельцу оставшихся 50% доли в НПО «ИТС» - ООО «Ки».
Основной владелец фирмы «Ки», это партнёр Смирнова по другому активу - бывший депутат Госдумы, что двадцать лет занимал должность председателя Ассоциации морских торговых портов России Виталий Южилин. С 31 октября 2024 года ему принадлежат в фирме 50% доли.
Журнал Forbes писал про Южилина и его партнёра Андрея Кобзаря, как о людях с интересной биографией, в которой уместились приватизация в «бандитском Петербурге» в «лихие 90-е» и участие в государственных «стройках века» нулевых годов. При этом сообщалось, что в бизнесе фигурантов наследила в своё время британская First Quantum, которую, по словам Кобзаря, оформили двоюродные братья и бизнесмены-нефтепереработчики Эрик Мхитарян и Юрий Бегалов. Фирма потом стала владельцем акций порта Санкт-Петербург. Южилина связывали и с другим офшором - акционером порта Nasdor Inc.
Экс-депутат не раз был фигурантом расследований The Moscow Post. А в одной из сделок Южилина даже упоминалось имя Ильи Трабера, в узких кругах известного как «Антиквар». Трабера некоторые источники считают «ночным губернатором» Петербурга и Ленобласти.
Помимо Южилина, среди бенефициаров ООО «Ки» оказалась полная тёзка супруги действующего депутата Госдумы Владислава Резника - Диана Гиндин, что в начале 2000-х в СМИ фигурировала как президент российского представительства Credit Suisse First Boston и ЗАО «Банк Кредит Свисс Ферст Бостон АО». Она также работала в иностранных фирмах - в Lehman Brothers и Morgan Stanley и обучалась в США.
Кстати, в 2018 году власти Испании запустили судебный процесс по делу об отмывании денег русскими бизнесменами и в качестве фигурантов упоминались депутат и его супруга. Они, конечно же, опровергали обвинения.
И, наконец, список бенефициаров сделки в Башкирии замыкает семья другого действующего депутата Госдумы Глеба Хора.
Так, в числе владельцев ООО «Ки» присутствуют фирмы «Аспект», «Авангард Инвест», «Рустех» и «Технология». Все они связаны с одним и тем же физлицом - неким Андрее Гостищевым.
Анализ связей г-на Гостищева (через крымского застройщика «Интерстар-Ресурс-Сервис») привёл нас к его бизнес-партнёру - Якову Хору, полному тёзке отца депутата Глеба Хора, которого называют сподвижником Германа Грефа.
Ранее The Moscow Post также подробно рассказывал о предположительно имеющемся общем бизнесе Хора, погибшего при загадочных обстоятельствах Дмитрия Босова и ныне опального экс-министра, осужденного по уголовному делу об организации преступного сообщества Михаила Абызова.
Отмечалось также, что Наталья Хор совместно с Алексеем Козаком, сыном замруководителя Администрации Президента Дмитрия Козака, владеет компанией «ЮВА».
В целом семья Хор не раз была фигурантами расследований и скандалов, в том числе связанных с застройкой Крыма.
Стоит отметить, что фирмы-совладельцы ООО «Ки» также фигурировали как партнёры офшора - MOSONCO HOLDINGS LIMITED.
Несмотря на высокопоставленных бенефициаров, НПО «ИТС» уже неоднократно получало претензии от господрядчиков. Так, например, госучреждение Архангельской области «Региональная транспортная служба» в октября 2024 года взыскала с фирмы неустойку по госконтракту.
Хотя, возможно, именно бенефициары и обеспечивают фирме с неоднозначной репутацией контракты, несмотря на послужной список? Есть над чем задуматься. Особенно с учётом, что часть бенефициаров имеет налаженные связи с заграницей и офшорами. Не придётся ли потом бюджетные авансы искать на теплом Кипре, в туманном Альбионе или вовсе в Штатах?