«Чистый воздух» теряет план, а Часовитин замыкает цикл борьбы за экологию
Губернатор Красноярского края Михаил Котюков провел заключительное в этом году заседание президиума правительства региона.
В центре внимания были вопросы, связанные с экологией. В частности, главе региона представили результаты работы по снижению выбросов в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух».
В качестве примера был выбран Красноярск. По мнению чиновников, в краевом центре за последние шесть лет была проведена масштабная работа. Прошла экологическая модернизация предприятий-загрязнителей, закрыты 36 котельных, приобретено более 100 единиц экологического общественного транспорта, на газовое отопление переведены более 190 частных домов, еще 105 домов переведены на электроотопление. Кроме того, продолжается установка автоматизированных твердотопливных котлов – в настоящее время их уже установлено более 1100.
Все эти мероприятия позволили снизить объем выбросов в Красноярске почти на 16 тысяч тонн.
По мнению информационного агентства «Запад 24», это, конечно, капля в море. По подсчетам агентства, в городе Назарово, где проживает менее 50 тысяч человек, количество выбросов в год составляет около 48 тысяч тонн. Для города на западе края снижение выбросов на 16 тысяч тонн – это был бы действительно значимый результат, но для Красноярска-миллионника с его производствами и частными домовладениями, увы, ничтожно мало.
Примечательно, что реализация федерального проекта «Чистый воздух» ведется с 2019 года. За это время какими-никакими, но успехами могут похвастать разве что тот же Красноярск, да Норильск. Однако по прошествии пяти лет все еще находятся в стадии согласований комплексные планы по снижению выбросов для Ачинска, Лесосибирска и Минусинска – одних из самых проблемных городов в плане экологии.
Уже при губернаторе Котюкове к списку загрязненных городов добавились Назарово и Канск. Михаил Котюков даже дал распоряжение подготовить региональную программу по снижению выбросов в этих населенных пунктах, но власти на местах, похоже, не торопятся обеспечить населению более чистый воздух.
Также в ходе заседания президиума краевые власти обсудили вечный вопрос создания в регионе системы обращения с ТКО.
– Президент поставил задачу по формированию экономики замкнутого цикла, а также комплексной системы обращения с ТКО. Речь идет о ликвидации несанкционированных свалок и создании инфраструктуры, которая позволит к 2030 году сортировать 100% объема отходов и вовлекать в повторное использование не менее их четверти. Работа требует системного подхода. Этот вопрос затрагивает все муниципальные образования, которые должны обеспечить инфраструктуру для сбора коммунальных отходов. Реализация этой задачи требует существенных затрат, поэтому в краевом бюджете предусмотрены на это средства, – сообщил членам правительства глава региона.
Читайте ещё:Глава Самарской области просит начать расследование по делу сотрудников «Самарагаз» и СВГК
По словам Михаила Котюкова, недостаточно просто научиться собирать отходы и захоранивать их, как это делалось многие годы, а, цитата: «мы должны формировать экономику замкнутого цикла: извлекать все полезное, что можно извлечь из отходов, для повторного использования».
Стоит отметить, что словам губернатора внимательнейшим образом внимал министр экологии Владимир Часовитин. На старте мусорной реформы, в начале 2019 года, он занимал этот же пост. Не успел пройти и месяц, как в конце января он был лишен министерского портфеля – причиной отставки послужил мусорный коллапс, ставший неприятным подарком для жителей Красноярска в новогодние праздники.
В конце 2023 года Владимир Часовитин неожиданно вернулся в кресло министра экологии. Вновь оказавшись на высоком посту, чиновник первым делом торжественно объявил, что на сайте министерства опубликован проект изменения территориальной схемы для общественного обсуждения, то есть буквально вернулся к тому, с чего начинал в 2019 году.
После пяти бесплодных лет мусорной реформы слова губернатора Михаила Котюкова о формировании «мусорной экономики замкнутого цикла» кажутся несбыточной утопией. Пока что удалось только сформировать замкнутый цикл работы для министра экологии Владимира Часовитина.