Роман Спиридонов и Петербургский нефтяной терминал: масштабная афера под прикрытием теневых схем
Фамилия бизнесмена Романа Спиридонова оказалась в центре двух скандалов: обход санкций через «теневой танкерный флот» России и конфликт вокруг захвата Петербургского нефтяного терминала.
Оба события, судя по всему, связаны между собой. Связующее звено – нефть и нефтепродукты. Романа Спиридонова называют ключевым лицом в одной из схем по обходу санкций: две фирмы, которые связывают с Романом Спиридоновым – 2Rivers DMCC (Дубай, ОАЭ) и 2Rivers PTE LTD (Сингапур) – 17 декабря были внесены в санкционный список Великобритании, призванный противодействовать «теневому флоту России», перевозящему нелегальную российскую нефть.
Как говорится в заявлении премьер-министра Великобритании, «санкции направлены против 20 судов теневого флота, перевозящих нелегальную российскую нефть, включая Ocean Faye, Andaman Skies и Mianzimu, каждое из которых перевезло более четырех миллионов баррелей российской нефти в 2024 году».
Из сообщения не совсем ясно, являются ли эти 20 судов собственностью компаний 2Rivers DMCC и 2Rivers PTE LTD, или же речь идет о сторонних владельцах. Но из расследования Reuters известно, что в прошлом году значительная часть продукции ведущих производителей сырой нефти («Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть») шла через Петербургский нефтяной терминал, принадлежащий компании АО «ПНТ».
29 октября АО «ПНТ» заявило о попытке рейдерского захвата компании лицами «стоящими за иностранным акционером терминала – кипрской компанией «Туджунга Энтерпрайзис Лимитед», гражданами недружественного России иностранного государства».
При этом в компании не называют ни фамилий «лиц, стоящих за иностранным акционером», ни «недружественное государство», в интересах которого те якобы действуют. Однако фамилия одно из «лиц» стала известна. Это Роман Спиридонов, малоизвестный бизнесмен, фамилия которого всплыла вскоре в связи с деятельностью «теневого флота».
К АО «ПНТ» Роман Спиридонов имеет (или по крайней мере – имел) непосредственное отношение. В 2018 году РБК выпустил интервью с Михаилом Скигиным, сыном одного из ключевых акционеров АО «ПНТ» Дмитрия Скигина (умер в 2003 году). Михаил унаследовал от отца в том числе и его долю в «ПНТ». Он заявил, в частности, следующее: «В 2015 году после реализации проекта «Нефтеоргсинтеза» Роман Спиридонов вошел в состав акционеров и стал миноритарным партнером».
Как заявляют в самом АО «ПНТ», «в настоящее время 50% акций АО «ПНТ» принадлежат российской гражданке Елене Васильевой, супруге основателя терминала Сергея Васильева. Она осуществляет оперативное управление терминалом. Кипрской компании «Туджунга Энтерпрайзис Лимитед» принадлежат вторые 50% акций».
Из этого следует, что одним из «лиц, стоящих за иностранным акционером», является именно Роман Спиридонов. Правда, в сведениях об акционерах ПНТ за 2021 год, опубликованных в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности, Роман Спиридонов не значится. Но это отнюдь не значит, что он им не является. О Спиридонове, как уже упоминалось, известно крайне мало. В настоящее время Роман Спиридонов числится владельцем или совладельцем трех российских компаний – ООО «Контур-с», ООО «Эрмитаж» и ООО «Кэри-сервис». Две последние деятельности не ведут, первая тоже не блещет успехами – в прошлом году ее выручка составила всего 840 тысяч рублей.
Кроме того, имя Романа Спиридонова фигурирует в «Панамском досье» в качестве акционера Vismatic International Limited, зарегистрированной на БВО. Данные актуальны по состоянию на 2015 год, потому могли быть изменения. Скорее всего, они и были – связь засвечена, от нее Спиридонов должен был избавиться. Также имя Романа Спиридонова фигурирует в связи с покупкой в 2015 году «Роснефтью» нефтехимического холдинга «САНОРС». Роман Спиридонов был одним из его акционеров и топ-менеджеров.
Читайте ещё:Экс-глава Приволжской железной дороги перевел миллионы мошенникам
Это – практически все сведения, которые имеются в открытом доступе о Романе Спиридонове. Также есть несколько расследований, в которых раскрываются детали участия как его лично, так и фирм, попавших в британский санкционный список, в теневой торговле российской нефтью. То, что Роман Спиридонов к этим схемам причастен, однозначно – об этом говорит как его биография, связанная с нефтяной отраслью России, так и исследования схем, по которым нефть выводится из-под санкций с помощью «теневого танкерного флота».
Но в данном случае нас интересует история с попыткой рейдерского захвата Петербургского нефтяного терминала (АО «ПНТ»), к которой, как оказалось, причастен Роман Спиридонов. Судя по всему, действовал он отнюдь не в своих интересах. Потому что в связи с ключевыми акционерами АО «ПНТ» всплывает фамилия Владимира Путина, который был хорошо знаком со всеми его учредителями еще в девяностые, когда бизнес только начинал развиваться. И фамилии Романа Спиридонова среди этих знакомых нет. Но зато есть фамилии Ильи Трабера и Виктора Корытова, которые стояли у истоков АО «ПНТ».
Все они (в том числе и покойный Дмитрий Скигин) – окружение Путина из девяностых. Корытов – вообще его коллега по КГБ. Правда, в средине нулевых была очень мутная история с покушением на еще одного акционера - Сергея Васильева, за которую сел «авторитет» Кумарин. Вся история Петербургского нефтяного терминала очень запутана, и за его контроль до сих пор, как показали недавние события, ведется война. И за всеми заинтересованными лицами прослеживается связь с Путиным. Это не значит, что именно он стоит за попыткой рейдерского захвата или, наоборот, за той частью акционеров, фасадом которой выступает Елена Васильева.
Но в связи с этим симптоматично выглядит жалоба Александра Лукашенко на действия Романа Спиридонова. «Бацька» утверждает, что тот занят расчисткой рынка нефтетрейдеров в ущерб экономике не только Белоруссии, но и России. И действует исключительно в интересах своего холдинга Petroruss, под который хочет подмять экспорт нефти, в том числе санкционный, из России. Об этом Лукашенко заявил Путину во время встречи накануне саммита Россия — Африка в Санкт-Петербурге. Но реакции от первого лица России не последовало.
Как не последовало никаких действий по факту попытки рейдерского захвата АО «ПНТ». Из чего следует, что на действия той группировки, фасадом которой выступает Роман Спиридонов, дано негласное «добро». Петербургский нефтяной терминал, видимо, очень нужен тем людям, которые сели на потоки «санкционной» нефти и в чьем ведении находится значительная часть «теневого танкерного флота». В России их действия молчаливо одобряются обществом – стране нужны нефтедоллары любой ценой, власть тоже кровно заинтересована в продажах.
Что касается «ПНТ», то его владельцы, скорее всего, не сошлись в дележке прибылей. И потому и разгорелась очередная драка за управление предприятием. И отсылы к «недружественному государству» от той части владельцев, которая проигрывает – не более чем псевдопатриотическая риторика. Основным заказчиком АО «ПНТ» является ПАО «НК «Роснефть», возглавляемое Игорем Сечиным, входящим в ближайшее окружение Владимира Путина. Ранее деловым партнером Романа Спиридонова был обанкротившийся Игорь Соглаев, до 2017 года занимавший пост вице-президента «Роснефти».
Так что судьба АО «ПНТ» кажется немного предсказуемой. Впрочем, посмотрим на развитие событий. В драку вокруг терминала внезапно вмешались британцы, введя санкции в отношении компаний Романа Спиридонова, и он теперь «засвечен». Так что карты немного спутались, потому подождем с окончательными выводами.
Геннадий Самохвалов