Антимафия — мы все про вас знаем!

Голикова и Мурашко закрывают роддома, регионы просят помощи

Просмотры: 602     Комментарии: 0
Голикова и Мурашко закрывают роддома, регионы просят помощи
Голикова и Мурашко закрывают роддома, регионы просят помощи

Роддомов в стране становится всё меньше. Медучреждения закрывают, потому что некому рожать – так обычно говорят в региональных минздравах. Однако проводящие оптимизацию медицины чиновники почему-то забывают о главном: в отсутствие роддома и даже фельдшерско-акушерского пункта желающих родить уж точно не прибавится.

Лицензии на родовспоможение за последние пять лет лишились более 150 государственных клиник, подсчитали в Росздравнадзоре. Недавно этой тревожной статистикой заинтересовались в думском комитете по защите семьи. «Беременные женщины вынуждены добираться до медицинских учреждений, существенно отдалённых от их места жительства, рискуя своим здоровьем и здоровьем своих детей», – пишут парламентарии в обращении, направленном в Минздрав, вице-премьеру Татьяне Голиковой, генпрокурору Игорю Краснову и главе Следкома Александру Бастрыкину.

Из всех адресатов, пожалуй, именно г-жа Голикова более всего ответственна за эту тревожную тенденцию. Ведь основная причина продолжающегося сокращения роддомов – пресловутая оптимизация здравоохранения, начатая в 2010 году как раз Татьяной Голиковой, занимавшей тогда пост министра здравоохранения.

Ни родов, ни кадров

«Оптимизация» роддомов наложилась на другую проблему – катастрофическую нехватку кадров. Дефицит акушеров-гинекологов и врачей-неонатологов сегодня составляет порядка 8–10 тыс. специалистов. При этом медики из закрывающихся больниц далеко не всегда могут найти новую работу. Получается, что даже если представить, что роддома и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) в малых городах перестанут закрывать и, напротив, начнут открывать новые, работать в них всё равно будет некому. Например, в 2022 году в Новосибирске было принято решение о закрытии роддома № 25. Чиновники объяснили это «нерентабельностью». Ещё до закрытия всем специалистам обещали последующее трудоустройство. Но обещание осталось на словах. «Мы думали, что в областной перинатальный центр нужны специалисты, но им не надо вообще. Горбольнице тоже не надо. Мест вообще нигде нет. Понятно, что медсестёр устроят – они везде нужны, акушерам тоже некоторым предложат остаться, ну а неонатологов – под зад мешалкой», – делился тогда с местными СМИ на условиях анонимности один из врачей закрывающегося роддома.

И в городе Ревде Свердловской области летом 2023 года закрыли единственный роддом. Ближайшие перинатальные центры есть в Екатеринбурге – это 50 километров на машине по трассе – или в Первоуральске, до которого 13 километров. В местном минздраве оправдываются: дескать, закрыли роддом не навсегда, как только рожениц станет больше, медучреждение снова откроют.

Почему в государственной медицине вообще стоит вопрос о рентабельности, и как ту рентабельность считают, не очень понятно. Складывается впечатление, что в региональных минздравах просто однажды придумали удачную, как им кажется, формулировку. «Рентабельность – это вообще дикий довод. Ведь рождённый ребёнок заработает за трудовую жизнь такую экономику, что всё окажется очень рентабельно. Надо просто уметь считать в государственном масштабе», – говорит президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. По его словам, тенденция по сокращению роддомов началась с крупных городов, где начали строить крупные перинатальные центры. «Создают центры репродуктивного здоровья, большие и современные, где концентрируют и врачей и пациентов. Но ведь невозможно в каждом селе построить космический завод. В малых населённых пунктах должны быть «глаза и уши» этих центров – это фельдшер и акушер, которые должны быть удалёнными помощниками репродуктивных центров. Так что закрывать ФАПы нельзя. А в каких-то населённых пунктах, в зависимости от концентрации жителей, можно и роддом оставить», – рассуждает Александр Саверский.

В итоге получается, что целые города остаются и без роддома, и без ФАПа. Так, в подмосковном Павловском Посаде перестал функционировать единственный роддом при Центральной районной больнице. Во время пандемии в 2020 году медучреждение перепрофилировали под ковид-госпиталь, после чего закрыли на ремонт. После открытия места для рожениц там уже не нашлось.

Нет роддома – нет проблемы

Вот и в городе Ревде Свердловской области летом 2023 года закрыли единственный роддом. Ближайшие перинатальные центры есть в Екатеринбурге – это 50 километров на машине по трассе – или в Первоуральске, до которого 13 километров. В местном минздраве оправдываются: дескать, закрыли роддом не навсегда, как только рожениц станет больше, медучреждение снова откроют. Вот только что стоит за такими заверениями? «Говоря о том, что роддом закрыли, потому что мало родов, чиновники ставят телегу впереди лошади. У них не будет больше родов, если они закроют роддом. Ведь пока он есть, у региона есть развитие, а у местных жителей – надежда и уверенность в том, что власть их не бросила. Если вы закрываете роддом, то населённый пункт превращается в умирающую деревню. Люди будут уезжать оттуда, потому что там даже и родить негде. Сегодня Минздраву кажется, что эта исключительно экономическая проблема, на самом деле это вопрос политический», – уверен Александр Саверский.

Есть у проблемы и чисто медицинский аспект. Если количество родов, принимаемых в том или ином роддоме, из года в год оказывается достаточно небольшим, то в итоге персонал такого медучреждения теряет квалификацию. В итоге может получиться так, что когда в роддом поступит роженица со сложным случаем, помочь ей просто не смогут. «Роддом может стоять со штатом, оборудованный более-менее, но патологические ситуации могут не встречаться год, а на следующий год встретятся. Итоги родов будут постепенно сползать, они будут всё хуже. Будет увеличиваться младенческая смертность, будут осложнения у мамы, и соответственно кому это надо?» – объясняет возможную политику местных минздравов эксперт в области общественного здравоохранения Николай Прохоренко.

Если так, то неудивительно, что в Минздраве решили пойти по лёгкому пути: нет роддома – нет и проблемы. А если нужно рожать, то пожалуйте в город. По крайней мере укрупнение и оптимизация роддомов до сих пор происходит именно по этому сценарию. Так, весной прошлого года в Новокузнецке Кемеровской области приняли решение о закрытии третьего родильного дома. «На сегодняшний день на фоне снижения количества родов как в области, так и в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе два действующих акушерских стационара – № 1 и № 2

Новокузнецкой городской клинической больницы № 1 – полностью справляются с оказанием медицинской помощи беременным женщинам», – пояснили в администрации горбольницы Новокузнецка № 1. После чего привели статистику: если в 2020 году на три роддома приходилось 6940 родов, в 2021 году – уже 6543, в 2002-м – 6006. Получается, что если один из роддомов не закрыть, то очень скоро рожениц на всех не хватит.

Конкретно

Проблемы закрытия роддомов не существовало бы вовсе, если бы в ведомстве Михаила Мурашко соблюдали законодательные нормы по доступности медицинской помощи. В соответствующем приказе Минздрава весьма подробно описано, на какое количество жителей в каждом населённом пункте полагается иметь поликлинику, городскую, областную больницу и т.п. Кстати, в этом же документе определены и параметры транспортной доступности: например, медучреждения, оказывающие экстренную медпомощь, должны располагаться «с учётом транспортной доступности, не превышающей 60 минут». По факту же эти нормативы во многих случаях не выполняются. «Жители должны писать заявление в прокуратуру, где сообщать о том, что их право на доступную медпомощь нарушено, а та должна тут же вмешиваться», – резюмирует Александр Саверский.

Читайте ещё:Бюджетные средства расходуются на спутниковые системы связи

versia

Ольга Васильева

Страница для печати

Регион: Россия,

Комментарии:

comments powered by Disqus