Российские ученые прекратили гиперзвуковые исследования после охоты ФСБ на "шпионов"
Российские ученые прекратили заниматься гиперзвуковыми исследованиями после того, как ФСБ начала охоту за «шпионами».
Преследование исследователей, работающих в области гиперзвуковых ракет, фактически подрывает эту научную дисциплину. Никто не хочет стать следующим в длинной череде тех, кто был обвинен в госизмене за участие в этой сфере, даже если речь идет о проектах, поддерживаемых государством.
Суды уже вынесли приговоры четырем ученым-физикам, отправив их в колонию на сроки от 12 до 15 лет. Последним в начале сентября стал директор Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН Александр Шиплюк, который более десяти лет занимался разработкой гиперзвуковых ракет. Его, как и других исследователей, признали виновным в госизмене: якобы он передал секретные данные Китаю на научной конференции в 2017 году. Шиплюк свою вину не признал.
Одним из первых в госизмене был обвинен в 2018 г. Виктор Кудрявцев, ведущий специалист Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМаш). Ученый не дожил до суда: после года и двух месяцев в СИЗО «Лефортово» (75-летний Кудрявцев стал самым пожилым его заключенным) он был выпущен по состоянию здоровья под подписку о невыезде и умер в начале 2021 г. Еще двое пожилых ученых, Дмитрий Колкер (завлабораторией квантовых оптических технологий в Институте лазерной физики Сибирского отделения РАН) и Роман Ковалев (начальник Центра теплообмена и аэрогазодинамики ЦНИИМаш), страдавшие от раковых заболеваний, были арестованы и вскоре умерли.
Действия ФСБ породили атмосферу страха в научном сообществе. Пока другие исследователи ожидают суда, многие ученые перестали заниматься значимыми исследованиями в сфере гиперзвука и высокоскоростной аэродинамики, рассказал The Wall Street Journal сын Виктора Кудрявцева Ярослав, также физик, но живущий сейчас в Париже:
"Это просто диверсия со стороны властей, и в первую очередь она вредит российской науке. Пытаясь сохранить секретность в военных исследованиях, они практически убивают гражданскую науку в этих областях."